У р о к № 1. Действие вычитания.
Свойства вычитания
Основная дидактическая цель урока: систематизировать знания учащихся о действии вычитания, полученные в начальной школе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
Математическое лото.
– Закройте ячейки с правильными ответами.
• В новом доме 21 этаж. На каждом этаже по 3 квартиры. Сколько всего квартир в этом доме, если в нём 10 подъездов? (630.)
• Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 10 см? (40.)
• 14 плюс 0. (14.)
• Сколько потребуется мешков для расфасовки 160 кг муки по 20 кг в мешок? (8.)
• Найдите сумму 48 и 9. (57.)
• 32 увеличить в 3 раза. (96.)
• Первое слагаемое 800, а второе 77. Найдите сумму. (877.)
• 455 плюс 545. (1000.)
– Из оставшихся букв составьте слово.
Подсказки: 1) это слово из 8 букв; 2) результат вычитания.
III. Работа по теме урока
– Из оставшихся букв составьте слово и определите тему урока. (≪Разность≫.)
На доске:
– Давайте разберём пример и вспомним компоненты вычитания.
1. С. 52–53 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 54, № 2.74.
– Прочитайте задание.
– Назовите уменьшаемое.
– Назовите вычитаемое.
– Сколько единичных отрезков надо отложить?
– В какую сторону?
3. С. 54, № 2.75.
Ответ: а) 1188, б) 3019, в) 15 470, г) 15 189, д) 10 767 678, е) 86 543 211.
4. С. 54, № 2.65. (469 км.)
5. С. 54, № 2.68.
– Прочитайте задачу.
– Сколько листов напечатал первый принтер?
– Сколько листов напечатал второй принтер?
– Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
– Решите задачу.
1465 - 1325 = 140 (л.) – на столько листов второй принтер напечатал больше.
IV. Работа в рабочей тетради
С. 22, № 3, № 5.
– При вычитании число увеличится или уменьшится?
V. Работа над задачей
С. 57, № 2.98.
– Сколько сухогрузов было в порту?
– Сколько контейнеров на первом сухогрузе?
– Что сказано про количество контейнеров на втором сухогрузе?
– Что известно про третий сухогруз?
(В ходе анализа данных составляется краткое условие.)
– Можем ли мы узнать, сколько контейнеров на втором сухогрузе? Почему?
– Можем ли узнать, сколько контейнеров на третьем сухогрузе? Почему?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
1) 40 + 14 = 54 (к.) – на третьем сухогрузе.
2) 40 + 17 = 57 (к.) – на втором сухогрузе.
3) 40 + 54 + 57 = 151 (к.) – на трёх сухогрузах.
VI. Тест
1. В примере 48 - 16 = 32 число 16 является…
1) разностью
2) уменьшаемым
3) вычитаемым
2. Разность двух чисел 65 и 37 равна…
1) 32 2) 28 3) 13
VII. Работа в рабочей тетради
С. 21, № 2.
VIII. Рефлексия
– Какое действие называется вычитанием?
– Какое число называется уменьшаемым? вычитаемым? разностью?
– Как узнать, на сколько одно число больше другого?
– С какими новыми терминами вы познакомились? Подчеркните их в тетради.
Домашнее задание
С. 58, № 2.107, 2. 110.