У р о к № 1. Формулы
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием «формула», учить выполнять вычисления по формулам, продолжить работу над текстовыми задачами.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
1. 22, 52, 72, 82, 102, 23, 33, 53, 103, 303.
2. Карлсон летел к Малышу со скоростью 20 км/ч 2 часа. Какое расстояние Карлсон пролетел?
3. Маша в доме у трёх медведей съела 30 пирогов за 6 минут. Какова скорость поедания пирогов Машей?
4. Матроскин доит Мурку со скоростью 5 л/час. Сколько литров молока надоит Матроскин за 3 часа?
III. Работа по теме урока
– С какими величинами мы решали задачи?
– Вспомните, как найти расстояние, если известны скорость и время.
Это правило вы уже знаете. А сегодня на уроке мы запишем это правило в виде формулы. Узнаем, что такое формула, и научимся с ней работать.
Расстояние в математике обозначают латинской буквой s, скорость – буквой v, а время – буквой t.
– Попробуйте записать правило, о котором мы говорили, с помощью букв.
s = vt
– Сформулируйте, что мы записали этой формулой. (Правило, по которому находится расстояние.)
– Что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв.)
– Проверим правильность нашего вывода.
(Разбирается задача № 2 на с. 132 учебника.)
s = vt
t = s : v
t = 56 : 14
t = 4.
IV. Работа по учебнику
1. С. 132 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 133, № 4.1.
(84 км, 1260 м.)
3. С. 133, № 4.2.
Ответ:
а) t = 13 ч
s = 260 км
s = vt
260 = 13v
13v = 260
v = 260 : 13
v = 20 (км/ч) – скорость движения;
б) t = 24 с
s = 360 м
s = vt
360 = 24v
24v = 360
v = 360 : 24
v = 15 (м/с) – скорость движения.
4. С. 133, № 4.3 (работа в паре).
Ответ:
а) s = 81 км
v = 9 км/ч
s = vt
81 = 9t
9t = 81
t = 81 : 9
t = 9 (ч) – время движения;
б) s = 198 км
v = 18 км/ч
s = vt
198 = 18t
18t = 198
t = 198 : 18
t = 11 (ч) – время движения.
V. Работа над задачей
1. С. 133, № 4.9.
– Запишите формулу.
s = 30t + 40t = 70t
70 км/ч – скорость, с которой поезда удаляются друг от друга.
2. С. 133, № 4.10 (работа в паре).
55t – первый путь.
45t – второй путь.
400 – (55t + 45t) = 400 – 100t
100 км/ч – скорость сближения.
VI. Повторение изученного материала
1. С. 134, № 4.18 (устно).
2. С. 135, № 4.28 (1) (работа в паре).
Пусть масса одной части будет х.
Тогда масса цемента будет 5х.
Масса песка будет 8х.
Масса щебня будет 16х.
Цемента меньше, чем щебня, на 16х – 5х.
А по условию эта разность составляет 143 кг.
Значит, можем составить уравнение:
16х – 5х = 143
11х = 143
х = 13 (кг) – масса одной части.
5х + 8х + 11х = 24х.
24х = 24 ・ 13 = 312 (кг) – масса всего бетона.
3. С. 134, № 4.22.
VII. Работа в рабочей тетради
С. 39, № 1, 2 (самостоятельно).
– Заполните таблицы самостоятельно.
VIII. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
С. 135, № 4.30, 4.32; с. 136, № 4.33.