Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе «В гости к весне»
Предмет: Окружающий мир А.А. Плешаков (УМК «Школа России»)
Класс: 2
Тема урока: «В гости к весне».
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с весенними явлениями в живой и неживой природе.
Образовательные:
Показать связь между живой и неживой природой.
Познакомить с новыми понятиями ледоход, половодье.
Развивающие:
Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
Развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе
Воспитательные:
Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Ресурсы урока:
1.Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, авторы А. А. Плешаков
2.Рабочая тетрадь учащихся
3. Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку
4. Интернет - ресурсы
5. Картинки природы, Разноцветные конверты с заданиями.
Используемая литература:
1. Е.М. Тихомирова «Тесты по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.
2. Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.
Ι. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель: Добрый день, ребята!
Слайд 1.
Сегодняшний урок мне хочется начать словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Поприветствуйте друг друга улыбкой и наших гостей.
- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
А теперь за работу! Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.
- Тихонечко садитесь.
- Успехов вам и удач!
ΙΙ. Актуализация знаний. 6'
Учитель : - Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Памятки
( красная карточка) на партах.
Прочитайте внимательно правила работы в группах:
1)Говори спокойно и ясно;
2)Слушаем друг друга внимательно, чтобы продолжить рассказ последовательно;
3) В разговоре участвует каждый;
Учитель : - На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы.
А какая бывает природа, вы ответите, выполнив первое задание:
- Возьмите оранжевый конверт со словами. Как вы думаете, что нужно сделать? (разделить на группы)
- Сколько групп получилось? (две)
- По какому признаку разделили? (живая, неживая природа)
- Чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает).
Учитель: Да, ребята, правильно и они тесно связаны между собой. Потому что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот.
Слайд 2.
Учитель:- Сегодня мы отправимся в гости на природу к очень красивому времени года. А сейчас послушайте стихотворение Михаила Пляцковского, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
Учитель:- Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении? (таяние снега, цветение растений, прилёт птиц)
Учитель:- Попробуйте назвать тему и сформулировать цель нашего урока.
Тема: В гости к весне.
Цель: рассказать о явлениях, которые происходят весной в живой и неживой природе.
Учитель: -Давайте проверим, какую же тему нам предлагает муравьишка, правильно ли мы определили тему и цель урока. Откройте учебники на стр. 86.
- Вслух прочитает: В гости к весне.
Слайд 3.
ΙΙΙ. Основной этап.
А) Открытие новых знаний. 22'
Слайд 4.
Учитель:- А теперь ребята, прочитайте слова. Что это? (названия месяцев - март, февраль, май, апрель)
Учитель: Какое слово лишнее? Почему? Назовите их по порядку.
- Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.) Сейчас мы подробнее узнаем об этих месяцах.
Учитель:- Следующее задание. Возьмите желтый конверт с заданиями. (Задание 2. Прочитайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь и какие признаки перечислены).
1 группа.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Обобщение: Начало всей весны — Весна света. С середины марта замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Светлого времени суток прибывает с каждым днём, и, наконец, 21 марта день равен ночи. Этот день назвали днём весеннего равноденствия. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках.
Слайд 5 картина И.И. Левитана «Март».
Учитель: Кто первым открывает весну?
Слайд 6 картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
2 группа
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель).
Слайд 7 картина И.И. Левитана «Апрель»
Обобщение :Идёт бурное снеготаяние: огромные массы снега и льда, накопившиеся за зиму, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Приход её совпадает с цветением солнечно-жёлтого цветка мать-и-мачехи — одно го из первых раннецветущих подснежников-первоцветов.
Везде и всюду лужи. Ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов — идёт половодье.
3 группа.
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май).
Обобщение: В начале мая, как только зазеленеет берёза, наступает пора Весны зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи.
Слайд 8. картина И.И. Левитана «Май».
Учитель: Вот она какая наша природа красивая, художники передают ее красоту кисточками, красками, поэты, писатели пером, композиторы в музыке.
Учитель: Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Б) Работа по учебнику:
Учитель: Третье задание нашего урока по учебнику. С.86.
Учитель: Ознакомьтесь с заданием из конверта зеленого цвета. Если, что- то не понятно поднимите руку, я вам объясню.
Задание для первой группы – подготовить сообщение о весенних изменениях в неживой природе.
Задание для второй группы - подготовить сообщение о весенних изменениях в живой природе.
Задание для третьей группы –подготовить небольшой текст из обращения писателя Михаила Пришвина к ребятам из курса «Школа развития речи» упр.7 на стр.40.
В) ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.
1 группа - Итак, первая группа нам расскажет об изменениях в неживой природе.
(Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки.
2 группа.
Итак, какие же изменения происходят в живой природе весной?
Как встречают весну звери? Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
-Люди что делают? Готовятся к весенне - полевым работам.
3 группа.
Задание для третьей группы –подготовить небольшой текст из обращения писателя Михаила Пришвина к ребятам из курса «Школа развития речи» упр.7 на стр.40.
Г ) Физкультминутка. Музыка. Слайд 9
Учитель:- Давайте поиграем в игру. Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.
- Молодцы! Можно сесть за парты.
Д ) Словарная работа. Слайд 10-11
Учитель: Какие новые понятия вам встретились.
-Ледоход. Половодье
Учитель Что такое ледоход? (Прочитайте в учебнике)
Учитель -Приходилось ли вам наблюдать ледоход?
Учитель -Когда река грозит половодьем? Белая.
Обобщение: Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему? Сильное половодье бывает опасно не только для животных, но и для людей. Они могут погибнуть. Ребята, животные могут погибнуть не только во время наводнения.
Правила. Слайд 12
Они могут погибнуть и во время лесных пожаров. Оставленные костры, шалости детей со спичками, иногда приводят к таким последствиям.
Е) Мелодия «Космос».
Учитель: Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее! Чьи эти слова , что нам хотел сказать автор, как вы это понимаете?
Слова Ю. А. Гагарина .
Слайд 13-14 и музыка.
(Связать с годом экологии. О бережном отношении к природе. )
Учитель: Для этого нам нужно знать и правильно выполнять правила, какие…….
Задания на голубой карточке.
1 группа - правила поведения на природе;
2 группа – условные знаки;
3 группа- раскрасить цветы и прикрепить к доске;
Почему вы выбрали подснежников? ( Первые весенние цветы и они занесены в красную книгу).
Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?
Слайд 15.
Ж) Работа в тетради.
Слайд 16.
Мудрая черепаха тоже интересуется, знаете вы раннецветущих растений с.56 –задание: соединить линиями рисунки и таблички с названиями.
ΙV. Обобщающий этап. Закрепление.
Слайд 17.
Учитель: - Возьмите карточки из синего конверта. Сейчас проверим, как хорошо вы усвоили материал? Проведём небольшой тест.
Учитель: - Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выберите правильный. На выполнение задания даётся 3 минуты.
1. Весна наступает:
а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.
2. День с приходом весны становится:
а) короче б) длиннее в) остался таким же.
3. Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) осталась такой же
4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель б) снегопад в) ледоход.
5. Какое из этих растений является первоцветом?
а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.
6. Какая птица является перелётной?
А) голубь б) ласточка в) воробей
- Проверьте.
Проверка по образцу. Слайд 18
Учитель: - Поставьте себе отметку.
(0 –«5», 1-2-«4», 3-«3» )
- Встаньте у кого «5», «4», «3».
V. Заключительный этап. Подведение итогов урока.
Слайд 19
Учитель: - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Учитель: - Что больше всего вам понравилось на уроке?
Учитель: - Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?
VI. Рефлексия.
Слайд 20
Оцените свою работу на уроке. «Цветок настроения» Мне очень понравился урок, у меня отличное настроение – жёлтый лепесток . У меня хорошее настроение, но мне не всё удалось выполнить – зелёный лепесток. Я не доволен уроком – синий лепесток. Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.
VII. Домашнее задание.
Учитель: - Итак, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Учитель: - А дома я предлагаю вам к следующему уроку выбрать по желанию любую тему и найти информацию по ней. Задания в конвертах фиолетового цвета. Учитель: ребята, у нас появились первые подснежники, появилась радуга, недалеко осталось до первой грозы! Я благодарю вас за урок, спасибо всем за работу. |
| Формирование коммуникативных УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме Формирование регулятивных УУД: -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |