СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 2 класс по ом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшний урок мне хочется  начать словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 2 класс по ом»

Конспект урока по окружающему миру

во 2 классе «В гости к весне»

Предмет: Окружающий мир  А.А. Плешаков (УМК «Школа России»)

Класс: 2

Тема урока: «В гости к весне».

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с весенними явлениями в живой и неживой природе.

Образовательные:

  1. Показать связь между живой и неживой природой.

  2. Познакомить с новыми понятиями ледоход, половодье.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.

  2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

УУД, формируемые на уроке.

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Ресурсы урока:

1.Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, авторы А. А. Плешаков

2.Рабочая тетрадь учащихся

3.  Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

4. Интернет - ресурсы

5. Картинки природы, Разноцветные конверты с заданиями.

 Используемая литература:

1. Е.М. Тихомирова «Тесты по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.

2. Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.

Ι. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. 

Учитель: Добрый день, ребята!

Слайд 1.

Сегодняшний урок мне хочется начать словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Поприветствуйте друг друга улыбкой и наших гостей.

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

А теперь за работу! Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

- Тихонечко садитесь.

- Успехов вам и удач!

ΙΙ.  Актуализация знаний. 6'

Учитель : - Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Памятки

( красная карточка) на партах.

Прочитайте внимательно правила работы в группах:

1)Говори спокойно и ясно;

2)Слушаем друг друга внимательно, чтобы продолжить рассказ последовательно;

3) В разговоре участвует каждый;

Учитель : -  На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы.

А какая бывает природа, вы ответите, выполнив первое задание:

- Возьмите оранжевый конверт со словами. Как вы думаете, что нужно сделать? (разделить на группы)

- Сколько групп получилось? (две)

- По какому признаку разделили? (живая, неживая природа)

- Чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает).

Учитель: Да, ребята, правильно и они тесно связаны между собой. Потому что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот.

Слайд 2.

Учитель:- Сегодня мы отправимся в гости на природу к очень красивому времени года. А сейчас послушайте стихотворение Михаила Пляцковского, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока.

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.

Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!

Учитель:- Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении? (таяние снега, цветение растений, прилёт птиц)

Учитель:- Попробуйте назвать тему и сформулировать цель нашего урока.

Тема: В гости к весне.

Цель: рассказать о явлениях, которые происходят весной в живой и неживой природе.

Учитель: -Давайте проверим, какую же тему нам предлагает муравьишка, правильно ли мы определили тему и цель урока. Откройте учебники на стр. 86.

- Вслух прочитает: В гости к весне.

Слайд 3.

ΙΙΙ. Основной этап.

А) Открытие новых знаний. 22'

Слайд 4.

Учитель:- А теперь ребята, прочитайте слова. Что это? (названия месяцев - март, февраль, май, апрель)

Учитель: Какое слово лишнее? Почему? Назовите их по порядку. 

- Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.) Сейчас мы подробнее узнаем об этих месяцах.

Учитель:- Следующее задание. Возьмите желтый конверт с заданиями. (Задание 2. Прочитайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь и какие признаки перечислены).

1 группа.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Обобщение: Начало всей весны — Весна света. С середины марта замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Светлого времени суток прибывает с каждым днём, и, наконец, 21 марта день равен ночи. Этот день назвали днём весеннего равноденствия. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках.

Слайд 5 картина И.И. Левитана «Март».

Учитель: Кто первым открывает весну?

Слайд 6 картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

2 группа

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель).

Слайд 7 картина И.И. Левитана «Апрель»

Обобщение :Идёт бурное снеготаяние: огромные массы снега и льда, накопившиеся за зиму, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Приход её совпадает с цветением солнечно-жёлтого цветка мать-и-мачехи — одно го из первых раннецветущих подснежников-первоцветов.
Везде и всюду лужи. Ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов — идёт половодье.

3 группа.

Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май).

Обобщение: В начале мая, как только зазеленеет берёза, наступает пора Весны зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи.

Слайд 8. картина И.И. Левитана «Май».

Учитель: Вот она какая наша природа красивая, художники передают ее красоту кисточками, красками, поэты, писатели пером, композиторы в музыке.

Учитель: Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Б) Работа по учебнику:

Учитель: Третье задание нашего урока по учебнику. С.86.

Учитель: Ознакомьтесь с заданием из конверта зеленого цвета. Если, что- то не понятно поднимите руку, я вам объясню.

Задание для первой группы – подготовить сообщение о весенних изменениях в неживой природе.

Задание для второй группы - подготовить сообщение о весенних изменениях в живой природе.

Задание для третьей группы –подготовить небольшой текст из обращения писателя Михаила Пришвина к ребятам из курса «Школа развития речи» упр.7 на стр.40.

 В) ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

1 группа - Итак, первая группа нам расскажет об изменениях в неживой природе. 

(Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки.

2 группа.

Итак, какие же изменения происходят в живой природе весной?

Как встречают весну звери? Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

-Люди что делают? Готовятся к весенне - полевым работам.

3 группа.

Задание для третьей группы –подготовить небольшой текст из обращения писателя Михаила Пришвина к ребятам из курса «Школа развития речи» упр.7 на стр.40.

Г ) Физкультминутка. Музыка. Слайд 9

Учитель:- Давайте поиграем в игру. Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

- Молодцы! Можно сесть за парты.

Д ) Словарная работа. Слайд 10-11

Учитель: Какие новые понятия вам встретились.

-Ледоход. Половодье

Учитель Что такое ледоход? (Прочитайте в учебнике)

Учитель -Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

Учитель -Когда река грозит половодьем? Белая.

Обобщение: Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему? Сильное половодье бывает опасно не только для животных, но и для людей. Они могут погибнуть. Ребята, животные могут погибнуть не только во время наводнения.

Правила. Слайд 12

Они могут погибнуть и во время лесных пожаров. Оставленные костры, шалости детей со спичками, иногда приводят к таким последствиям.

Е) Мелодия «Космос».

Учитель: Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее! Чьи эти слова , что нам хотел сказать автор, как вы это понимаете?

Слова Ю. А. Гагарина .

Слайд 13-14 и музыка.

(Связать с годом экологии. О бережном отношении к природе. )

Учитель: Для этого нам нужно знать и правильно выполнять правила, какие…….

Задания на голубой карточке.


1 группа - правила поведения на природе;

2 группа – условные знаки;

3 группа- раскрасить цветы и прикрепить к доске;

Почему вы выбрали подснежников? ( Первые весенние цветы и они занесены в красную книгу).

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

Слайд 15.

Ж) Работа в тетради.

Слайд 16.

Мудрая черепаха тоже интересуется, знаете вы раннецветущих растений с.56 –задание: соединить линиями рисунки и таблички с названиями.

ΙV. Обобщающий этап. Закрепление. 

Слайд 17.

Учитель: - Возьмите карточки из синего конверта.  Сейчас проверим, как хорошо вы усвоили материал? Проведём небольшой тест

Учитель: - Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выберите правильный. На выполнение задания даётся 3 минуты.

1. Весна наступает:

а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.

2. День с приходом весны становится:

а) короче б) длиннее в) остался таким же.

3. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) осталась такой же

4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?

а) метель б) снегопад в) ледоход.

5. Какое из этих растений является первоцветом?

а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.

6. Какая птица является перелётной?

А) голубь б) ласточка в) воробей

- Проверьте.

Проверка по образцу. Слайд 18

Учитель: - Поставьте себе отметку.

(0 –«5», 1-2-«4», 3-«3» )

- Встаньте у кого «5», «4», «3».

V. Заключительный этап. Подведение итогов урока. 

Слайд 19

Учитель: - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Учитель: - Что больше всего вам понравилось на уроке?
Учитель: - Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?

VI. Рефлексия. 

Слайд 20

Оцените свою работу на уроке. «Цветок настроения» Мне очень понравился урок, у меня отличное настроение – жёлтый лепесток . У меня хорошее настроение, но мне не всё удалось выполнить – зелёный лепесток. Я не доволен уроком – синий лепесток. Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.

VII. Домашнее задание. 

Учитель: - Итак, наше путешествие подошло к концу и нам пора

возвращаться домой.

Учитель: - А дома я предлагаю вам к следующему уроку выбрать по желанию любую тему и найти информацию по ней. Задания в конвертах фиолетового цвета.

Учитель: ребята, у нас появились первые подснежники, появилась радуга, недалеко осталось до первой грозы! Я благодарю вас за урок, спасибо всем за работу.














Формирование коммуникативных УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Формирование регулятивных УУД:

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.