СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Урок: Списки - изменяемые последовательности.

Класс: 10

Цель урока: знакомство учащихся с типами данных, понятиями опера­ции, оператора, а так же с определением переменной; создание программы на языке Python.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с типом данных список, понятиями операции; формирование умений и навыков записи операторов на языке программирования Python; определять цель работы; выбирать раци­ональные способы выполнения работы; получение новых знаний (знакомство с новыми понятиями).

Воспитательные: умение следовать принципам диалогического, объектно-субъектного общения; умение работать в классе развивать информа­ционную культуру учащихся; способность к самостоятельной и коллектив­ной деятельности.

Развивающие: развить навыки программирования в среде программиро­вания Python; развить алгоритмическое мышление учащихся; развитие ум­ственной деятельности (выполнения операций анализа).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.

Ресурсы: компьютеры, мультимедийный проектор, среда программирования Python 3.9, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: владение понятиями «списки», «индекс», «оператор индек­сирования», умение создавать программы на языке Python.

Личностные: сформированность навыков сотрудничества со сверстника­ми; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Метапредметные: умения записи простых последовательностей дей­ствия на формальном языке.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока:

1.    Организационный этап.(2 мин.)

2.     Проверка домашнего задания.(10 мин)

3.     Усвоение нового материала.(10 мин)

4.     Первичное закрепление.(10 мин)

5.     Сообщение домашнего задания.(3 мин)

6.     Рефлексия.(5 мин)

Ход урока:

1.     Организационный этап.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учите­лем.


Регулятивные УУД: целеполагание.

Приветствие класса, проверка готовности. Фиксация отсутствующих.

Тема нашего занятия «Списки - изменяемые последовательности».

2.     Проверка домашнего задания.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что он узнал о технике безопасности; отличать верно выполненное задание от неверного.

Заданное на прошлом уроке домашнее задание:

s = "In 2010, someone paid 10k Bitcoin for two pizzas."

print()

Написать программы:

  1. Дополните приведенный код, используя срезы, так чтобы он вывел первые 12 символов строки s.

  2. Дополните приведенный код, используя срезы, так чтобы он вывел:

  1. общее количество символов в строке;

  2. исходную строку, повторенную 3 раза;

  3. первый символ строки;

  4. первые три символа строки;

  5. последние три символа строки;

  6. строку в обратном порядке;

  7. строку с удаленным первым и последним символом.


3. Усвоение нового материала.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; нравствен­но-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; подведение под понятие.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полно­той и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в комму­никации.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Списки в языке программирования Python, как и строки, являются упоря­доченными последовательностями. Однако, в отличии от строк, списки со­стоят не из символов, а из различных объектов (значений, данных), и заклю­чаются не в кавычки, а в квадратные скобки [ ]. Объекты отделяются друг от друга с помощью запятой.

Списки могут состоять из различных объектов: чисел, строк и даже дру­гих списков. В последнем случае, списки называют вложенными.

Как и над строками над списками можно выполнять операции соединения и повторения:



По аналогии с символами строк, можно получать доступ к объектам

списка по их индексам, извлекать срезы, измерять длину списка:

В отличии от строк, списки — это изменяемые последовательности. Если представить строку как объект в памяти, то когда над ней выполняются опе­рации конкатенации и повторения, то это строка не меняется, а в результате операции создается другая строка в другом месте памяти. В строку нельзя добавить новый символ или удалить существующий, не создав при этом но­вой строки. Со списком дело обстоит иначе. При выполнении операций дру­гие списки могут не создаваться, а изменяться непосредственно оригинал. Из списков можно удалять элементы, добавлять новые. При этом следует пом­нить, многое зависит от того, как вы распоряжаетесь переменными. Бывают ситуации, когда списки все-таки копируются. Например, результат операции присваивается другой переменной.

Символ в строке изменить нельзя, элемент списка — можно:

В списке можно заменить целый срез:

Списки можно создавать разными способами.

1) Перечислением всех элементов (этот способ был рассмотрен выше):

a = ["Андрей", "Вера", "Даша", "Коля", "Юра"]

Можно создать пустой список:

a = []

2) С помощью генератора списка:

a = [0]*5

Получится список, состоящий из пяти нулей: [0, 0, 0, 0, 0].

a = [ i for i in range(10)]

Получится список [0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

a = [ i*i for i in range(10)]

Получится список [0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81]

3) Путём ввода элементов с клавиатуры (все элементы в одной строке через пробел). Для этого используется метод a.split(), возвращающий список строк, которые получатся, если исходную строку разрезать на части по пробелам:

s = input() # пользователь вводит строку "1 2 3"

a = s.split()

print(a)

Вывод: ['1', '2', '3']


  1. s=[int(i) for i in input().split()]

print(s)


4. Первичное закрепление.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого со­держания.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полно­той и точностью.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить практическую работу «Списки - изменяемые последовательности».

Выполнение практической работы (совместное выполнение):

  1. Э
    лементы списка можно изменять:



  1. Можно добавлять элементы в конец списка. Для этого используется метод a.append(x)



  1. Можно расширять список, добавляя в его конец элементы другого списка. Для этого используется метод а.extend(b):

  1. Списки можно копировать:

  2. Функция нахождения длины списка:

  3. Заполнение списка случайными числами:

  4. Перестановка элементов списка в обратном порядке. Метод a.reverse()

  5. Сортировка списка. Функция sorted()

По возрастанию:

П
о убыванию:

5.     Сообщение домашнего задания.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; нравствен­но-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов дея­тельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.

Выучить записи в тетрадях.


Задачи:

  1. Создать список своих любимых фильмов. Вывести список тремя способами: а) в строчку; б) в столбик; в) в строчку через запятую.

  2. Ввести с клавиатуры список фамилий писателей. Отсортировать список в алфавитном порядке и вывести его.

  3. Создать список из пяти элементов. Заполнить его случайными числами. Вывести этот список. Найти и вывести сумму его элементов.

6.     Рефлексия.

Личностные УУД: следование в поведении моральным нормам и этиче­ским требованиям; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учеб­ной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полно­той и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет раз­ных мнений.

Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.

Предлагаю подвести итоги сегодняшнего урока. Если у кого-то есть вопросы по теме, то можно задавать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!