Цель урока: Создать условия основных навыков плетения бурятского узла «сомпи».
Обучающая расширить представление об узлах в целом, его видах, элементах, назначении и применении;
Развивающая развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение;
Воспитательная воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру творчества;
Задачи:
· Воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать, вежливость;
· Развить умения и навыки в обучении плетении узла у учащихся;
· Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;
· Формировать умение видеть прекрасное не повторимое, гигиенические знания и умения, доброжелательное отношение к труду;
Зрительный ряд: образцы готового узла, национальная одежда, стилизованные костюмы, шапка сверхушкой «жинче». Презентация.
Методы проведения занятия: Наглядный, словесный метод обучения и метод практической работы. Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога.
Оборудование: для педагога: ПК, медиапроектор, шнур, ножницы, схемы плетения узлов (распечатка),
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап.
3. Этап актуализации имеющихся знаний у детей.
4. Этап работы по новому материалу. Сообщение темы урока.
Бурятские узлы.
Основные виды узлов.
Символика узел.
5. Этап первичного закрепления полученных знаний.
6. Этап обобщения.
7. Этап закрепления нового материала, практическая работа.
Последовательность выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.
8. Контрольный этап.
9. Поведение итогов.
10. Уборка рабочего места.
В. Сухомлинского:
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Ход занятия:
Добрый день, ребята!
- Ребята, вы хотите познать, дерзать, творить?
Все вы талантливые и творческие. Яркое весеннее солнышко и улыбки одноклассников пусть поднимут вам настроение.
Начатое дело всегда доводи до конца.
Старайся выполнять работу, как можно лучше.
Будь трудолюбивым и требовательным к себе.
Научился сам - научи товарища.
Тот, кто сделает быстро, помогите своему товарищу.
Вводный инструктаж.
Сегодня мы узнаем об истории вида декоративно-прикладного искусства, познакомимся с плетением бурятского национального узла «сомпи», и, самое главное, овладеем технологией плетения пуговицы из шнура, который используется в шитье национальной бурятской одежды. Перед вами стоит задача сделать красивую пуговицу, выполненную в этой необычной технике, и продемонстрировать друг другу.
Изложение нового материала.
Бурятская национальная одежда имеет богатую историю, многовековые художественные традиции. Пословица «По одежде встречают, по уму провожают» точно характеризует бурятскую национальную одежду. Одежда бурят может рассказать о социальной, территориальной принадлежности и возрасте хозяина. Художественное оформление одежды бурят, ее колорит и украшение –все очень символично.
Трудолюбивые буряты в хозяйственной деятельности применяли разнообразные узлы, но больше украшали одежду.
Остроконечная шапка бурят оформлялась наверху металлическим навершием «дэнзэ» или «жинче». «Жинче» завязывается узлом «сомпи» толстым шнуром, а пуговицу плели тонким шнуром, убирая верхнюю петлю и затягивая.
Также вместо нитей использовали узконарезанную, хорошо выделанную кожу.
Изготовление бурятской одежды – искусство: технология обработки швов, краев, украшений требует специальных умений и навыков. Портниха (это было женское ремесло) должна была быть и художницей, и вышивальщицей, знать символику орнаментов, плести узлы –символы. Портниха была уважаемым человеком. Если ее приглашали домой, то подавали телегу, сани или коня под седлом. А угощали всем лучшим, что имелось в доме: «Уран хүнэй урда – ууса, үбсүүн», те.е мастер подавали именные мясные блюда.
Практическая работа «Изготовление плетенного навершия бурятской шапки.
Для изготовления шнура лучше использовать полоски ткани из шелка, парчи. Они должны быть богатой яркой окраски.
Приступая к работе, организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Соблюдайте технику безопасности. А теперь внимательно наблюдайте за моими действиями.
Приступайте к выполнению пуговицы. Почувствуйте себя бурятскими мастерицами.
Заключительный инструктаж: Анализ допущенных отклонений и оценка работы каждого ученика. Рассмотреть возможности изготовления жинче и пуговиц разными шнурами.
Каждая пуговица на одежде имеет свое назначение, свой символ. Верхняя пуговица означает счастье, средняя – богатство, нижняя – скот. Поэтому понятно, как старались мастерицы, пришивая пуговицы.
Подведение итогов урока.
Сегодня на занятии вы научились плести из шнура пуговицы. Согласны ли вы с тем, что умение плести вручную узлы поможет вам украсить интерьер дома, сделать одежду оригинальной? Овладение искусством плетения узлом, возможно, станет первым шагом к вашей будущей профессии, связанной с моделированием и художественным оформлением.
Домашнее задание. Выполнить дома 6 пуговиц в технике плетения узлом из шнура.
5. Рефлексия
Поднимите и покажите, что у вас получилось.
Что вам помогало или мешало в изготовлении узла «сомпи»?
Какие трудности испытывали, над чем надо работать.
Всем гостям, я дарю памятку с информацией, как плести узел счастья.
Помните, что «не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано»
- Благодарю всех за работу.
Спасибо, за внимание!