СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока алгебры в 9 классе на тему "Свойства элементарных функций"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока алгебры в 9 классе на тему "Свойства элементарных функций"»

Свойства элементарных функций

Цели: провести исследование элементарных функций, перечислив их основные свойства; продолжить формирование умения находить свойства функции по ее графику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация ЗУН.

Вариант 1

Перечислите свойства функции, график которой изображен на рисунке.

Вариант 2

Перечислите свойства функции, график которой изображен на рисунке.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся уже знакомы с шестью элементарными функциями. На этом уроке они должны с высокой степенью самостоятельности описать свойства этих функций, законспектировав данный материал. При этом желательно, чтобы в их конспектах сначала были перечислены свойства функций у = х2, у = х3, у = и у = | х |, то есть тех функций, запись которых не содержит параметров, а затем уже исследовать функции у = kx + b и у = .

Справочный материал, который учащиеся изучат на этом уроке, можно составить в соответствии со следующей схемой:

1) Название функции; формула, задающая функцию.

2) Название графика функции.

3) Свойства функции.

Приведем п р и м е р н ы й к о н с п е к т материала.

1. Функция у = х2.

График – парабола.

Свойства функции:

1) D (у): (–∞; +∞);

2) Е (у): [0; +∞];

3) у = 0, если х = 0;

4) «+»: (–∞; 0) (0; +∞);

5) : [0; +∞];

: (–∞; 0].

2. Функция у = х3.

График – кубическая парабола.

Свойства функции:

1) D (у): (–∞; +∞);

2) Е (у): (–∞; +∞);

3) у = 0, если х = 0;

4) «+»: (0; +∞);

«–»: (–∞; 0);

5) функция возрастающая.

3. Функция у = .

Свойства функции:

1) D (у): [0; +∞);

2) Е (у): [0; +∞);

3) у = 0, если х = 0;

4) «+»: (0; +∞);

«–»: (–∞; 0);

5) функция возрастающая.

4. Функция у = | х |.

Свойства функции:

1) D (у): (–∞; +∞);

2) Е (у): [0; +∞];

3) у = 0, если х = 0;

4) «+»: (–∞; 0) (0; +∞);

5) : [0; +∞];

: (–∞; 0].

5. Линейная функция у = kx + b.

График – прямая.

Свойства функции:

1) D (у): (–∞; +∞);

2) Е (у): (–∞; +∞), если k ≠ 0;

3) у = 0, если kx + b = 0,

х = ;

4) у 0, если kx + b 0,

y kx + b

5) при k 0 функция возрастающая,

при k

6. Функция обратная пропорциональность
y = .

График – гипербола.

1) D (у): (–∞; 0) (0; +∞);

2) Е (у): (–∞; 0) (0; +∞);

3) нулей нет;

4) при k 0: «+»: (0; +∞);

«–»: (–∞; 0);

при k

«–»: (0; +∞);

5) при k

при k 0 – убывающая.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. Разделите функции у = 2х + 3, у = –5х + 4, у = + 1, у = 4, у = 3 – х, у = –5 + 0,7х, у = ; у = –10х на три группы:

а) возрастающие;

б) убывающие;

в) ни возрастающие, ни убывающие.

2. № 47, № 50(а).


3. При каких значениях а функция у =

а) является возрастающей;

б) является убывающей?

V. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

– Назовите области определения и области значений всех элементарных функций.

– Есть ли среди элементарных функций те, которые не имеют нулей? имеют два нуля?

– Назовите элементарные функции, которые не принимают отрицательных значений.

– Какие из элементарных функций являются возрастающими? убывающими?

– При каких значениях k функции у = kx + b и у = являются возрастающими? убывающими?

Домашнее задание: № 44, № 45, № 46, № 50 (б).