Тема урока "Признаки параллельности прямых".
Цели урока:
Предметные: познакомить учащих я с понятиями: односторонних углов, накрест лежащих углов, соответственных углов, изучить признаки параллельности двух прямых, научить учащихся применять признаки параллельности двух прямых при решении задач.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналоuгии), делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, циркуль, карандаш?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребята впрок,
Если будем правильно
Считать, рисовать и
Активно отвечать!
2. Мотивация урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с видами углов, образованных в результате пересечения двух прямых секущей. А девизом нашего урока будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
1. По рисунку 1 выберите верные утверждения:
Рисунок 1
а ) 1 и 3 - вертикальные;
б) 5 и 1 - односторонние;
в) 7 и 6 - соответственные;
г) 5 и 3 - накрест лежащие;
д) 2 и 4 - смежные;
е) 7 и 1 - накрест лежащие;
ж) 3 и 7 - односторонние.
Решить № 180 (б).
4. Изучение нового материала.
Теорема 3: Две прямые параллельны, если они с секущей образуют равные внутренние накрест лежащие углы.
Доказательство.
Пусть прямые a и b образуют с секущей AB равные внутренние накрест лежащие углы.
Допустим, прямые a и b не параллельны, а значит, пересекаются в некоторой точке С.
Отложим от секущей AB треугольник ABC1, равный треугольнику ABC, так, что вершина С1 лежит в другой полуплоскости, чем вершина С.
По условию внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых a, b и секущей AB равны.
Из равенства треугольников следует, что ∠ CAB = ∠ C1BA и ∠ CBA = ∠ C1AB и они совпадают с внутренними накрест лежащими углами. Значит, прямая AC1 совпадает с прямой a, a прямая BC1 совпадает c прямой b. Отсюда следует, что через две различные точки С и С1 проходят две различны прямые a и b. Это противоречит аксиоме о том, что «Через любые две точки можно провести прямую, и только одну». Значит, прямые параллельны.
Теорема 4. Две прямые параллельны, если при пересечении с секущей они образуют внутренние односторонние углы, сумма которых равна 180 .
Теорема 5: Две прямые параллельны, если при пересечении с секущей они образуют равные соответственные углы.
Доказательства теорем разбирают учащиеся в группах.
5. Первичное закрепление нового материала.
1). Выберите верные утверждения (см. рис. 1):
Прямые а и b параллельны, если...
a) l = 3;
б) 8+ 5 = 180°;
в) 7 = 6;
г) 8 + 3 = 180°;
д) 5 = 3;
e) 2 = 6;
ж) l + 4 = 180°;
з) l + 7 = 180°.
2). Указать продолжения высказывания, не соответствующие действительности:
Прямые не параллельны, если при пересечении двух прямых секущей...
а) сумма односторонних углов не равна 180°;
б) сумма соответственных углов равна 180°;
в) вертикальные углы не равны;
г) накрест лежащие углы не равны;
д) сумма смежных углов не равна 180°;
е) соответственные углы не равны.
Решение задач по готовым чертежам (устно).
Параллельны ли прямые а и b Почему?
5.Физкультминутка.
Одолела вас дремота,
(Зеваем.)
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре
(Наклоны туловища.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Решить № 305(3,5), 309
6. Итоги урока. Д/з.
Выучить п. 14.Вопросы 1-3. Решить № 308, 311
Рефлексия.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
-Я узнал…
-Я почувствовал…
-Я увидел…
-Я сначала испугался, а потом…
-Я заметил, что …
-Я сейчас слушаю и думаю…
-Мне интересно следить за…