— (1 слайд) Сегодняшний урок я хочу начать с загадки: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.» — Что же это такое? — Правильно, ребята, это книга. (2 слайд) Тема нашего урока: «Моя книга». Сегодня на уроке мы повторим элементы книги. А также вы побудете в роли настоящих художников-иллюстраторов. Человек, любящий, умеющий читать, — счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья — это книги. Вместе с героями книги мы совершаем удивительные путешествия. (3 слайд) — Сейчас мы с вами поговорим о том, из чего же состоит книга. Скажите, на что мы обращаем внимание в первую очередь, когда видим книгу? — Правильно. (4 слайд) Каждая книга обязательно имеет обложку. А для чего она нужна? (Ответы учащихся) — Обложка защищает книгу и её листы, придаёт книге нарядный вид. О чём вам может рассказать обложка? — Она подскажет, кто написал книгу, как она называется. А по картинке, можно догадаться, о чём пойдёт речь в книге. — А ещё у книги бывает суперобложка. Кто знает, что это такое? (Ответы учащихся) — Суперобложка – своего рода «обёртка», которую надевают поверх обложки, чтобы сделать книгу наряднее и уберечь её. — Теперь откроем книгу. (5 слайд) Первая страница книги — титульный лист. Можно сказать, что это паспорт книги. Из текста на титульном листе мы узнаём: 1. Кто написал это произведение; 2. Каково его заглавие; 3. Кто нарисовал иллюстрации; 4. В каком городе и в каком году появилась эта книга; 5. Какое издательство выпустило её. Но надо знать, ребята, что титульный лист бывает не везде. Как и у малышей нет паспорта, так и в книжках-малышках его может и не быть. — (6 слайд) Следующий элемент книги — аннотация. Это короткий рассказ о книге, помещается он на обороте титульного листа или в самом конце книги. Задачи аннотации — передать главную мысль, заинтересовать и привлечь читателя. — (7 слайд) В конце книги обычно даётся её оглавление по главам или частям повествования. Оно бывает в начале или в конце книги. — Скажите, ребята, какие бывают книги? — А чем отличаются детские книги от взрослых? — Правильно, ребята. Невозможно представить детскую книжку без картинок. (8 слайд) Картинки в книге называются иллюстрациями, а художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором! Иллюстратор помогает нашему воображению представить тот или иной художественный образ. Красочные картинки помогают раскрыть характер героев. (9 слайд) — Перед созданием иллюстраций художник собирает подготовительный материал и делает эскизы; в них он изображает место действия произведения, его героев и предметы, которые могут их окружать. — Так же делаются наброски — быстрые рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя. — Иллюстрация, расположенная в начале книжки называется «заставка». Иллюстрация, расположенная на двух соседних страницах называется «разворот». — Самые распространённые книжки для детей — это сказки. Что такое сказка? — В книгах со сказками иллюстрации очень красивые, завораживающие, загадочные. — Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова. Его называют певцом русской сказки. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Рассмотрите их внимательно. (10 слайд) (Демонстрация репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка») — Эту картину художник создал, вдохновившись сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». — Какие чувства вызывает у вас эта картина? — Какое настроение передаёт природа, окружающая Алёнушку? — Какие краски использовал художник, чтобы передать грустное настроение девочки? (11 слайд) (Демонстрация репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке») — Для картины «Иван-царевич на сером волке» художник также взял сюжет известной сказки. — Пейзажу в этой картине придаётся большое значение. Ивана-царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы. — Какой изображён лес на картине? |