Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального образования Тимашевский район
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
5 класс
ПО ТЕМЕ:
«Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных и человека».
Составитель: Кардовская Валентина Сергеевна, учитель биологии и химии
МБОУ СОШ № 5.
г. Тимашевск, 2017 г.
Тема урока: Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных и человека.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;
выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.
Развивающие:
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Тип урока: комбинированный урок.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Решаемые проблемы: что такое клетка, какое строение имеют живые клетки?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): Работа с учебником, чтение и обсуждение материала учебника, работа с иллюстрациями, формирование представлений о частях клетки, их строении и функциях, работа в парах.
Основное содержание учебного материала: Клеточное строении бактерий грибов, растений, животных и человека. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: медиапроектор, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. А. Индивидуальная работа. Распределите вещества по группам: Органические вещества – Неорганические вещества – а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок. Вставьте пропущенные слова в тексте: Текст «Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны – ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки – это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________». Организация взаимопроверки. Б. Тестирование (диктант). Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. ( Мембрана) Самое распространенное вещество клетки. (Вода) Самый простой увеличительный прибор. (Лупа) Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп) Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (Ядро) Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро. (Доядерные) Вязкое полужидкое вещество. (Цитоплазма) Организация взаимопроверка. Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1. Получается слово: «МОЛОДЕЦ». | Выполняют индивидуальные задания по карточкам. Осуществляют взаимооценивание. Выполняют тестовые задания под диктовку учителя. Осуществляют самооценивание. |
Работа по теме урока Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Диалог Антошки и биолога –Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? (Я изучаю живые организмы.) –Это разные жуки, ящерицы, птицы…? (Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы? -Так что же у них общего? (Ты и сам, это хорошо знаешь). Давайте попробуем вспомнить. Учитель выслушивает предположения детей, правильная формулировка фиксируется на доске. – Расскажите мне, что вы уже знаете о строении клетки живых организмов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. -Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома) -Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений). - Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов). - Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук. Учитель фиксирует на доске строение клеток разных организмов. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». Давайте подумаем и скажем, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока: «Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных и человека». - Ребята, какая наука изучает клетку? | Внимательно слушают. Высказывают свои предположения, записывают в тетрадь. Работа в парах – обсуждают поставленную учителем задачу. Отвечают, слушают ответы других учащихся, комментируют их. Записывают тему урока. Отвечают. |
Целеполагание и планирование | Цель: изучить строение клеток животных, грибов; познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов; выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними. | Формулируют цели урока. |
«Открытие» нового знания | Ребята, давайте вспомним с вами царства живой природы Все живые организмы на земле (кроме вирусов) имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека, грибов, бактерий построено из клеток, словно дом из кирпичей. Клетка имеет три части: клеточную мембрану, цитоплазму, ядро. Помимо них в клетке имеются органоиды: пластиды, лизосомы, митохондрии и др. Какие органы находятся в организме человека? Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функции. Ребята! Сейчас вы будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30-31) Какую задачу мы должны с вами решить сейчас? Работа в группах Задание: Рассмотрите особенности строения клетки и найдите черты сходства и различия с клетками других организмов. 1-я группа – Клетка растения. 2-я группа - Клетка животного. 3 – я группа – Клетка гриба. 4 – я группа – Клетка бактерии и вирусов. Заслушивает выступление групп. | Изучают строение клетки по учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной, грибной и бактериальной. Работают в группах. Читают текст учебника, рассматривают рисунки. Находят в тексте признаки сходства клеток организмов разных царств и различия между ними. Выступают. Оформляют основные тезисы по данной теме в виде таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов». Приложение |
Физкультминутка | Во дворе стоит сосна Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И на место вновь спешим. *** Выросли деревья в поле Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) *** А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) | Выполняют движения. |
Применение нового знания | Предлагает выбрать правильные ответы 1. Поставьте знак “+” или “-”. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. Пластиды – есть только у растительных клеток. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. Живые клетки только питаются. Клетки одинаковы по форме и размерам. Организм человека состоит из клеток. | Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку и самооценку. |
Рефлексивно-оценочный этап Рефлексия Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | - Можно ли, подводя итог нашей работе, сделать вывод о том, что если самые разные обитатели нашей планеты проявляют общие для всего живого свойства, то, вероятно, должен быть и общий признак в строении разных организмов. Составление синквейна о клетке. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила составления синквейна. 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. | Обсуждают поставленную учителем задачу. Отвечают, слушают ответы других учащихся, комментируют их. Составляют синквейн: Клетка Растительная, животная Питается, дышит, размножается Клетка – восьмое чудо света Микромир Заполнение листов самооценки. «Барометр настроения». |
Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Информирует о домашнем задании и разъясняет о выполнении. Изучить текст и рисунки § 34 учебника, выполнить задания в конце параграфа. Создать модель клетки представителя одного из царств. | Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее. |
Приложение
Заполните таблицу: «Сравнение клеток растений, животных, грибов»
| Растения | Животные | Грибы |
Общие черты |
Отличия |
Признаки для сравнения | | | |
Оболочка | | | |
Пластиды | | | |
Вакуоль | | | |
Включения | | | |