Цели: формирование умения находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении; формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе правильного употребления личных местоимений в речи; формирование чувства патриотизма, бережного отношения к природе родного края на основе дидактического материала занятия.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим о патриотизме, любви к Родине, которые проявляются не только в любви к государству в целом, но и к своей области, городу, природе родного края. Беседуя, мы продолжим работу над лингвистической темой «Личные местоимения»
Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Они основаны на исторической преемственности и исторической традиции. Все государственные символы закреплены в Конституции государства.
Вспомните, что относится к ключевым государственным символам Республики Крым? (флаг, герб, гимн)
Что они представляют, какова их история – об этом мы еще раз вспомним во время традиционной «Орфографической разминки». Для этого вида работы я сегодня предлагаю Вам текст о государственном флаге нашей Республики .
2.Орфографическая разминка
Форма проведения: для каждого учащегося подготовлен лист с текстом о государственном флаге. Необходимо прочитать текст. В рабочую тетрадь выписать слова с пропущенными буквами, раскрыть скобки, объяснить правописание слов, графически выделить орфограммы.(приложение)
принят закон о флаге. При поднятии флага Р…спублики Крым в вертикальном пол..жении слева должна быть распол…жена синяя полоса, пос…редине — белая, справа — красная.
Ширина флага Республики Крым равна одному метру, длина — двум метрам, длина древка флага — трём целым и ч…тырём десятым метра.
Государстве…ому флагу как святыне отдаются высшие государстве…ые почести.
3. Теоретико – практический опрос:
Каково общее грамматическое значение местоимения?
Назовите морфологические признаки этой части речи.
Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?
Какие местоимения называются личными? Перечислите их.
Как изменяются личные местоимения? (по падежам)
Просклоняйте местоимение ОН, понаблюдайте и сделайте вывод: в чем особенность склонения местоимения ОН? (меняется все слово, после предлогов появляется Н)
Какова еще одна морфологическая особенность местоимения ОН? (изменение по родам)
Практические умения в написании местоимений, определении их падежа мы покажем на примере объяснительного диктанта.
Если мы говорим сегодня о любви к Родине, то не должны забывать, что любовь к Родине, прежде всего, складывается из любви к своему региону, , к родной природе.
4.Объяснительный диктант
Форма проведения: Под диктовку учителя записать предложения текста, объяснить встретившиеся изученные орфограммы и пунктограммы; найти личные местоимения, определить их падеж и синтаксическую роль в предложении. Грамматическое задание: выполните синтаксический разбор первого предложения текста.
Я еду в край, где море в берег бьёт,
Где шум волны воображенье будит,
Любовь мою пусть вовсе не остудит
Тот Крым, что в эту осень меня ждет!
Пусть взгляд ласкают вновь вершины гор,
Пусть солнце радует, а тропы принимают...
А я, впитав и миг воспринимая,
Воспеть сумею все, что видит взор!!
5. Употребление личных местоимений в речи.
Расскажите об употреблении местоимений ТЫ / ВЫ в речи.
Слово учителя: Личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи.
Прослушайте 2 отрывка из стихотворений разных поэтов и ответьте на вопрос:
«Почему местоимение Я часто употребляется в поэтической речи?»
(в лирических произведениях поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий)
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.
Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!
М.Волошин
Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Высится над высотой.
Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.
М.Цветаева
Слово учителя: В прочитанных стихотворениях говорится не только о Родине – Крыме, но и о «милом крае». Ведь Родина – это и природа, которая нас окружает, которая отображена в пейзажах художников, воспета в стихах поэтов.
6.Рефлексия, подведение итогов урока, комментирование оценок за урок.
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
принят закон о флаге. При поднятии флага Р…спублики Крым в вертикальном пол..жении слева должна быть распол…жена синяя полоса, пос…редине — белая, справа — красная.
Ширина флага Республики Крым равна одному метру, длина — двум метрам, длина древка флага — трём целым и ч…тырём десятым метра.
Государстве…ому флагу как святыне отдаются высшие государстве…ые почести.