СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Личные местоимения

 Цели: формирование умения находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении; формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе правильного употребления личных местоимений в речи; формирование чувства патриотизма, бережного отношения к природе родного края на основе дидактического материала занятия.

                                                   Ход урока

  1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о патриотизме, любви к Родине, которые проявляются не только в любви к государству в целом, но и к своей области, городу, природе родного края. Беседуя, мы продолжим работу над лингвистической темой «Личные местоимения»

 Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Они основаны на исторической преемственности и исторической традиции. Все государственные символы закреплены в Конституции государства.

 

  • Вспомните, что относится к ключевым государственным символам Республики Крым? (флаг, герб, гимн)

Что они представляют, какова их история – об этом мы еще раз вспомним во время  традиционной «Орфографической разминки». Для этого вида работы я сегодня предлагаю Вам текст о государственном флаге нашей Республики .

2.Орфографическая разминка

      Форма проведения: для каждого учащегося подготовлен лист с текстом о государственном флаге. Необходимо прочитать текст. В рабочую тетрадь выписать слова с пропущенными буквами, раскрыть скобки, объяснить правописание слов, графически выделить орфограммы.(приложение)

                                              Государстве…ый флаг

     После одн…стор..его провозгл…шения (не)зависимой Республики Крым и её пр…соед…нения к России  в качестве флага нов…образова…ой р..спублики

 принят  закон о флаге.  При поднятии флага Р…спублики Крым в вертикальном пол..жении слева должна быть распол…жена синяя полоса, пос…редине — белая, справа — красная.

Ширина флага Республики Крым равна одному метру, длина — двум метрам, длина древка флага — трём целым и ч…тырём десятым метра.

              Государстве…ому флагу как святыне отдаются высшие государстве…ые почести.

3.     Теоретико – практический опрос:

  • Каково общее грамматическое значение местоимения?
  • Назовите морфологические признаки этой части речи.
  • Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?
  •  Какие местоимения называются личными? Перечислите их.
  • Как изменяются личные местоимения?  (по падежам)
  • Просклоняйте местоимение ОН, понаблюдайте и сделайте вывод: в чем особенность склонения местоимения ОН? (меняется все слово, после предлогов появляется Н)
  • Какова еще одна морфологическая особенность местоимения ОН?  (изменение по родам)

Практические умения в написании местоимений, определении их падежа мы покажем на примере объяснительного диктанта.

     Если мы говорим  сегодня о любви к Родине, то не должны забывать, что любовь к Родине, прежде всего, складывается из любви к своему региону, , к родной природе.

4.Объяснительный диктант

Форма проведения:  Под диктовку учителя записать предложения текста, объяснить встретившиеся изученные орфограммы и пунктограммы; найти личные местоимения, определить их падеж и синтаксическую роль в предложении. Грамматическое задание: выполните синтаксический разбор первого предложения текста.

 

Я еду в край, где море в берег бьёт, Где шум волны воображенье будит, Любовь мою пусть вовсе не остудит Тот Крым, что в эту осень меня ждет! Пусть взгляд ласкают вновь вершины гор, Пусть солнце радует, а тропы принимают... А я, впитав и миг воспринимая, Воспеть сумею все, что видит взор!!

5. Употребление личных местоимений в речи.

  • Расскажите об употреблении местоимений ТЫ / ВЫ в речи.

 Слово учителя: Личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи.

Прослушайте 2 отрывка из стихотворений разных поэтов и ответьте на вопрос:

 «Почему местоимение Я часто употребляется в поэтической речи?»

  (в лирических произведениях поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий)

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель... По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре. По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор, Причащусь я горькой соли задыхающейся волны, Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело. Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!

М.Волошин

Я подымаюсь по белой дороге, Пыльной, звенящей, крутой. Не устают мои легкие ноги Высится над высотой.

Слева – крутая спина Аю-Дага, Синяя бездна – окрест. Я вспоминаю курчавого мага Этих лирических мест.

М.Цветаева

Слово учителя: В прочитанных стихотворениях говорится не только о Родине – Крыме, но и о «милом крае». Ведь Родина – это и природа, которая нас окружает, которая отображена в пейзажах художников, воспета в стихах поэтов.

6.Рефлексия, подведение итогов урока, комментирование оценок за урок.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

   Написать сочинение – миниатюру «Моя малая Родина»

Приложение

                               Государстве…ый флаг

     После одн…стор..его провозгл…шения (не)зависимой Республики Крым и её пр…соед…нения к России  в качестве флага нов…образова…ой р..спублики

 принят  закон о флаге.  При поднятии флага Р…спублики Крым в вертикальном пол..жении слева должна быть распол…жена синяя полоса, пос…редине — белая, справа — красная.

Ширина флага Республики Крым равна одному метру, длина — двум метрам, длина древка флага — трём целым и ч…тырём десятым метра.

              Государстве…ому флагу как святыне отдаются высшие государстве…ые почести.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!