СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по теме: "Дубровский", 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: Формы и методы обучения на современном учебном занатии по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме: "Дубровский", 6 класс»



«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»

Методическая разработка







Составитель: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Макеева Оксана Михайловна











































Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Цель: дать понятие о жанре романа; познакомить с историей создания романа; развивать навыки анализа текста, пополнять словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

  • предметные – создание условия для интерпретации романа А.С. Пушкина, познакомив с его творческой историей, с историческим

контекстом; научить выявлять драматический и исторический смысл романа, приемы анализа литературного произведения;

  • метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

  • личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Методические приёмы:

Тип: формирование новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Эмоциональная разминка.

- Поговорим?

- Поговорим!

- А знаете о чём?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно!

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

  1. Знакомство с теоретическим понятием «роман».

  • Вспомните, какие литературные жанры уже знакомы вам?

(В идеале ученики должны перечислить следующие жанры: сказки, рассказы, повести, стихотворения, баллады, поэмы.) Сегодня вам предстоит познакомиться с совершенно новым литературным жанром — жанром романа.


Роман — большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. В романе обычно поднимаются важные

философские и общественные проблемы.

Задание ученику: прочитай определение романа и докажи, что произведение А.С. Пушкина «Дубровский» - это роман.


(Ответ, ожидаемый от ученика: В произведении А.С. Пушкина изображены дворяне — богатые и бедные, чиновники — судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне — дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие. В романе показаны два поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека — свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие?)



  1. Работа по теме урока.

- О создании романа

Сообщение ученика об истории создания романа «Дубровский» (на основе статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...» — см. текст ниже).

Дополнения учителя.

- Введение в историко-культурный контекст времени.

С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. -- - Прочитаем первую строку романа.

— Когда происходит действие романа?

(Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.)

— Каким было общество тех времен?

(Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.))

— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? Вспомним «Муму» И. С. Тургенева. — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.

— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.



--- Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет. В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков; история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян; месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие. Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. (Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)

Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу. Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля. Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник. Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка. Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников. -----Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя?

(Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует

Этот авторский приём называется открытым финалом. Исследователи творчества Пушкина обнаружили черновики с набросками плана третьей части романа «Дубровский»: «Жизнь М. К. Смерть кн. Верей. Вдова. Англичанин. – Игроки. Свидание – Полицмейстер – Развязка» Исследователи толкуют авторский замысел так: после смерти Верейского Владимир возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марией. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, появляется полицмейстер. Это только предположения, потому что написать продолжение Пушкину так и не удалось.

Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».

  1. Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

продолжал разбойничать;

оставил своих крестьян и уехал за границу;

погиб;

его поймали и посадили в тюрьму;

неизвестно.

5. Беседа по роману.

-С кем знакомимся мы в 1-ой главе?

(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).

-Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

-Обратимся к тексту. Что говорит автор об сходстве и различии этих героев?

Характеры помещиков
6. Практическая работа.

Составление плана сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. (Подбор цитат, характеризующих героев.)


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев

Характеристика героев

Дубровский

Троекуров

Внешность

  

  

Поступки

  

  

Черты характера

  

  

Речь

  

  


Записи в тетради.


2


рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить

возникновение и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику

Владимира Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить

развитие сюжета и фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема,

проблематика)? Почему повесть осталась незавершённой?

— Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?

(Комментарий: Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.)

  • Попробуйте вспомнить литературного героя, которого можно назвать благородным, несмотря на то, что он был разбойником (Робин Гуд)

  1. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

  • Понравился ли урок?

  • Чему мы научились на уроке (как нужно и как не нужно поступать)?

  • Как вы думаете, есть ли в нашей современной жизни благородные разбойники?

  1. Домашнее задание (творческое): напишите свой вариант развязки романа (как бы по-другому могла сложиться их судьба Дубровского и Марьи Кирилловны, если бы она вышла из кареты).

Учитель русского языка и литературы: Макеева Оксана Михайловна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!