Самостоятельное чтение стихотворения. - Согласны ли вы с Машей? (Первая часть стихотворения – это небылица, вторая часть – шутка – прибаутка.) - Значит, стихотворение нельзя поместить только к небылицам или прибауткам. Оно содержит в себе и то и другое. Чтение по ролям. -Давайте прочитаем II часть стихотворения по ролям. Работа с «выставкой». -Давайте отправимся на «выставку» работ Юрия Васнецова и рассмотрим иллюстрации на стр.76. СЛАЙД № 3 -Какая погода стоит на улице? Какое это время года? -Кого мы видим вдали? Что они делают? -Можно ли в этом пейзаже увидеть что-то необычное, небывалое? -Рассмотрите передний план картины. Что вас удивило, позабавило? (Деревня нарисована настоящая. На лугу пасется скот, мужик везет скошенное сено, баба пошла за водой. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы – в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картине теплые, мягких оттенков. Только одна сказочная деталь – два мальчика верхом на коте и на курице - заставляют нас улыбнуться, это делает картину необычной.) - Правда ли, что художник Юрий Васнецов думает так же, как Маша? (Васнецов прочитал это стихотворение так же, как и Маша, он увидел в нем прибаутку, в которой есть момент небылицы.) Работа по учебнику стр.70. (Чтение учителем заклички «Улита, улита…».) -Миша робко предложил: «Это дразнилка». Маша возразила ему: «Это закличка». -Прочитайте самостоятельно и подумайте, с кем вы согласитесь? (Жужжащее чтение) -Что заставило Мишу думать, что это дразнилка? (Слова «Улита, улита» - это имя улитки, а в дразнилках всегда есть имена.) - Что заставило Машу подумать, что это закличка? (Улитку просят высунуть рога, за это она получит пирог. Вспомните: «Дождик, дождик, пуще – дам тебе гущи!») Вывод: «Улита, улита…» - это закличка. Работа по «выставке» стр.77. -Найдите на «выставке» работ Юрия Васнецова иллюстрацию к этим строчкам. -Какое дерево вы видите на иллюстрации? Как догадались? (Это дуб.На нем растут желуди.) - Кто живет на дубе? (Большая заячья семья) -Это обычно или сказочно? - Что напоминает вам дуб? (Дом, потому что попасть в него можно по лестнице, и в доме есть окно.) - Какой еще дом видите на иллюстрации? Кто в нем живет? (Улитка на себе носит свой домик.) -Заклички-это очень древние стихи, они возникли, когда люди еще не понимали многих явлений в природе и верили во всемогущие силы земли, неба и воды. Заклички «помогали» людям общаться с природой. Наверное, поэтому на картине Ю.А. Васнецова многое непонятно, необъяснимо, удивительно. - Что вызвало ваше удивление? Попытайтесь объяснить увиденное. (Художник создает своеобразное впечатление того, что это – край земли, где стоит единственное дерево – дуб и живут представители земли (зайцы), воды (улитки) и воздуха (птицы). - Сравните рожки улитки и крыльев птиц. Что вы заметили? (Рожки улитки и крылья птиц похожи на галочки V, такие же ушки у зайцев.) - А что еще «рифмуется», что похоже? (Еще «рифмуются» ставни у окошка, они почти одинаковые. «Рифмуются» зайчики на дубе. Один зайчик высокий в середине, а от него вправо и влево по одному маленькому зайчику, потом по одному большому, и, наконец, по два маленьких.) Работа по учебнику, чтение стихотворения «Села баба на баран…» (с.70). -Маша заметила: «Странная первая строчка. Так говорить неправильно!» Кот сказал: «Вспомни стихотворение про шлагбаум. Там ведь тоже было неправильно». Маша сказала: «Там это было ради шутки. Кот спросил: «А здесь ради чего?» Давайте ответим Коту. (Неправильно употреблено слово «баран», надо сказать: «села баба на барана…», но тогда стихотворение перестанет быть складным. Значит, эта форма слова используется для рифмы. А еще эта строчка вызывает улыбку.) - Скачущий плясовой ритм и задорность звуковой игры невозможно не почувствовать. «Виндадорушки» – это что-то вроде «тритатушки». -Прочитайте весело, игриво, задорно это стихотворение (Выразительное чтение) Работа с «выставкой» стр.78. - Отыщите на «выставке» иллюстрацию. -Что такое эти Виндадоры? (Может быть название села, название реки, гор) -Нравится ли обитателям этого местечка жить там? Рассмотрите их жесты и надписи на волнах. (Виндадоры – это название села, реки, горы. Конечно, обитателям этих мест очень нравится здесь жить. Баба, сидящая верхом на баране, выглядит счастливой. Ее жест как бы приглашает всех разделить с ней восхищение окружающей красоты. Жизнеутверждающие жесты птиц, которые размахивают крыльями, явно связаны с исполнением песни, посвященной Виндадорам: птица на носу лодки громко поет, а птица на корме дирижирует. |