СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме : "Искусство иллюстрации. Что видит художник".

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения по теме; "Искусство иллюстрации.Что видит художник".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения по теме : "Искусство иллюстрации. Что видит художник".»


Тема: Искусство иллюстрации. Что видит художник.

Тип урока: комбинированный урок


Цели деятельности педагога: продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы); развивать наблюдательность детей и закреплять интуитивное представление о фольклорном мире как о мире, где формы повторяются, где все зарифмовано; рассматривая иллюстрации Юрия Васнецова к небылицам и прибауткам, постараться, чтобы обучающиеся увидели, на каких закономерностях художник выстраивает свою картину мира: либо эта картина мира насквозь фантастична, либо она в основе своей отражает привычный строй жизни; развивать связную речь учащихся, воспитывать интерес к изучению фольклорной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу;

Метапредметные:

-уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (

Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать изучаемые факты языка с целью выделения их отличительных признаков (Познавательные УУД).

Предметные:

- научатся распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы);

- научатся сравнивать короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам.


Ресурсы:

-основные:Н.А. Чуракова. Литературное чтение. Учебник для 1-го класса. Стр.69-71;

О.Ф. Малаховская. Тетрадь для самостоятельной работы. Стр.40-41, № 1-2; презентация к уроку «Искусство иллюстрации. Что видит художник»;

-электронная физкультминутка для глаз.




I Организационный момент:

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Включаются в учебную деятельность



 –Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам и пожелайте удачи на уроке.

- К чтению готов наш класс? (Да)

Нет бездельников у нас? (Нет)

-Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным и познавательным)

УУД Личностные: имеют желание учиться, положительно отзываются о школе.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Мотивация учебной деятельности

II Актуализация знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношение к умению определять и формулировать тему и цель для изучения в совместной деятельности с учителем.





.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

-Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора.

Познавательные: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других.



III Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Читают слова, используя картинки.

Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом уроке чтения?

- Под каким девизом мы работаем на уроке литературного чтения? Давайте скажем все вместе девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай!»

Речевая разминка (фонетическая зарядка):

Работа в тетради (с.40-41, № 1-2).

а) «Пройдись по лесенке» (хоровое чтение).

б) «Прочитай строки» (работа в парах)

Учитель читает стихотворение «Стучит, бренчит…»

- Р., а к какому жанру устного народного творчества можно отнести это произведение? (Дети затрудняются ответить)

- Откройте учебник на стр.69 и прочитайте верхнюю строчку.

- С какими произведениями устного народного творчества мы сегодня познакомимся? (Шуточными стихами, в которых встречаются разные жанры у.н.т.

-Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, к какому жанру относится текст произведения, рассмотрим на выставке иллюстрации Юрия Васнецова и постараемся определить, как же художник видит эти произведения

УУД Личностные: устанавливают

связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.


  1. Физкультминутка:

Цель: отдых, смена деятельности 

Дети выполняют физические упражнения.


Осуществляют профилактику утомления

IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, способа деятельности.




Знакомство с новым произведением стр.69.(Читает, хорошо читающий ученик)

-Кот сказал: «В таком стихотворении вместо слова «ребяток» можно подставить любое имя». Подставьте свое имя и проверьте, будет ли складно?

Чтение стихотворения учащимися с подстановкой своего имени. (2-3 учащихся)

Беседа.

- Почему все имена подходят в стихотворении? (Имя стоит в начале строчки, конец строчки не изменяется, значит, любое имя подойдет, это не нарушает рифму.)

- А что такое рифма? (Созвучные концы слов)

- Можно ли сказать, что стихотворение написано для тебя? (Да, фольклорный текст предназначен для каждого конкретного человека, для которого он исполняется)

-Что значит дразниться? (Обижать, оскорблять другого человека)

- Найди в стихотворении дразнилку. (В первом четверостишии две дразнилки: про Фому – Стучит, бренчит по улице:Фома едет на курице»; про Тимошку – «Тимошка – на кошке по кривой дорожке».)

- Найди небылицу. (Первая часть стихотворения – это небылица.)

-Какие сказки называются сказки-цепочки? (Сказки, в которых эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи, а текст остается прежним.)

-Какая часть стиха похожа на сказку – цепочку? (Вторая часть стихотворения похожа на сказку – цепочку.)

- Найдите в каждой строчке слова, которые «цепляются» друг за друга. (Сено –сено, коровок – коровы, молоко – молоко.)

- Маша уверена: это прибаутка, в которой есть немножко небылицы. А как вы думаете?

-Прочитайте стихотворение еще раз.


УУД Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

2.Физминутка. Цель: отдых, смена деятельности 

Дети выполняют физические упражнения


Осуществляют профилактику утомления

V Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания.





Самостоятельное чтение стихотворения.

- Согласны ли вы с Машей? (Первая часть стихотворения – это небылица, вторая часть – шутка – прибаутка.)

- Значит, стихотворение нельзя поместить только к небылицам или прибауткам. Оно содержит в себе и то и другое.

Чтение по ролям.

-Давайте прочитаем II часть стихотворения по ролям.

Работа с «выставкой».

-Давайте отправимся на «выставку» работ Юрия Васнецова и рассмотрим иллюстрации на стр.76.

СЛАЙД № 3

-Какая погода стоит на улице? Какое это время года?

-Кого мы видим вдали? Что они делают?

-Можно ли в этом пейзаже увидеть что-то необычное, небывалое?

-Рассмотрите передний план картины. Что вас удивило, позабавило? (Деревня нарисована настоящая. На лугу пасется скот, мужик везет скошенное сено, баба пошла за водой. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы – в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картине теплые, мягких оттенков. Только одна сказочная деталь – два мальчика верхом на коте и на курице - заставляют нас улыбнуться, это делает картину необычной.)

- Правда ли, что художник Юрий Васнецов думает так же, как Маша? (Васнецов прочитал это стихотворение так же, как и Маша, он увидел в нем прибаутку, в которой есть момент небылицы.)

Работа по учебнику стр.70. (Чтение учителем заклички «Улита, улита…».)

-Миша робко предложил: «Это дразнилка». Маша возразила ему: «Это закличка».

-Прочитайте самостоятельно и подумайте, с кем вы согласитесь? (Жужжащее чтение)

-Что заставило Мишу думать, что это дразнилка? (Слова «Улита, улита» - это имя улитки, а в дразнилках всегда есть имена.)

- Что заставило Машу подумать, что это закличка? (Улитку просят высунуть рога, за это она получит пирог. Вспомните: «Дождик, дождик, пуще – дам тебе гущи!»)

Вывод: «Улита, улита…» - это закличка.

Работа по «выставке» стр.77.

-Найдите на «выставке» работ Юрия Васнецова иллюстрацию к этим строчкам.

-Какое дерево вы видите на иллюстрации? Как догадались? (Это дуб.На нем растут желуди.)

- Кто живет на дубе? (Большая заячья семья)

-Это обычно или сказочно?

- Что напоминает вам дуб? (Дом, потому что попасть в него можно по лестнице, и в доме есть окно.)

- Какой еще дом видите на иллюстрации? Кто в нем живет? (Улитка на себе носит свой домик.)

-Заклички-это очень древние стихи, они возникли, когда люди еще не понимали многих явлений в природе и верили во всемогущие силы земли, неба и воды. Заклички «помогали» людям общаться с природой. Наверное, поэтому на картине Ю.А. Васнецова многое непонятно, необъяснимо, удивительно.

- Что вызвало ваше удивление? Попытайтесь объяснить увиденное. (Художник создает своеобразное впечатление того, что это – край земли, где стоит единственное дерево – дуб и живут представители земли (зайцы), воды (улитки) и воздуха (птицы).

- Сравните рожки улитки и крыльев птиц. Что вы заметили? (Рожки улитки и крылья птиц похожи на галочки V, такие же ушки у зайцев.)

- А что еще «рифмуется», что похоже? (Еще «рифмуются» ставни у окошка, они почти одинаковые. «Рифмуются» зайчики на дубе. Один зайчик высокий в середине, а от него вправо и влево по одному маленькому зайчику, потом по одному большому, и, наконец, по два маленьких.)

Работа по учебнику, чтение стихотворения «Села баба на баран…» (с.70).

-Маша заметила: «Странная первая строчка. Так говорить неправильно!» Кот сказал: «Вспомни стихотворение про шлагбаум. Там ведь тоже было неправильно». Маша сказала: «Там это было ради шутки. Кот спросил: «А здесь ради чего?» Давайте ответим Коту. (Неправильно употреблено слово «баран», надо сказать: «села баба на барана…», но тогда стихотворение перестанет быть складным. Значит, эта форма слова используется для рифмы. А еще эта строчка вызывает улыбку.)

- Скачущий плясовой ритм и задорность звуковой игры невозможно не почувствовать. «Виндадорушки» – это что-то вроде «тритатушки».

-Прочитайте весело, игриво, задорно это стихотворение (Выразительное чтение)

Работа с «выставкой» стр.78.

- Отыщите на «выставке» иллюстрацию.

-Что такое эти Виндадоры? (Может быть название села, название реки, гор)

-Нравится ли обитателям этого местечка жить там? Рассмотрите их жесты и надписи на волнах. (Виндадоры – это название села, реки, горы. Конечно, обитателям этих мест очень нравится здесь жить. Баба, сидящая верхом на баране, выглядит счастливой. Ее жест как бы приглашает всех разделить с ней восхищение окружающей красоты. Жизнеутверждающие жесты птиц, которые размахивают крыльями, явно связаны с исполнением песни, посвященной Виндадорам: птица на носу лодки громко поет, а птица на корме дирижирует.

УУД Личностные: осознают свои возможности в учении и заучивании.

VI Рефлексия учебной деятельности:

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное

состояние на уроке

Подведем итоги урока. Доскажите предложения- сегодня на уроке я узнал....

Я научился....

Оцените свою работу сигнальными карточками.

Урок окончен.

УУД Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!