МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А. Гареева»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Обобщающий урок
по математике
за курс 5 класса
в форме игры
Разработала учитель
математики
МБОУ «Габишевской СОШ им.М.А.Гареева»
Лаишевского района РТ
Бадамшина М.А.
Математическая игра
«Самая умная пара среди пятиклассников»
Эпиграф:
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным»
О. Паскаль, французский ученый
Цель игры:
Развитие кругозора учащихся, развитие сообразительности, находчивость, тренировка памяти.
Повышение уровня математической культуры, воспитания внимания, привлечение к предмету математики.
Условие игры:
Перед игрой раздаются зрителям две сигнальные карточки: A, B, C, D.
В игре участвуют пары учащихся из классов.
Две подсказки:
«помощь зала»
«50х50»
Каждой паре предлагается по 10 вопросов разной сложности. После верного пятого ответа добавляется 2 очка, после десятого 3 очка.
Игроки играют до конца, набирают очки. Выигрывает пара, набравшая наибольшее количество баллов.
Зрители тоже играют. Они на каждый вопрос ведущего поднимают свои карточки с ответами и получают жетоны. Их оценивают ассистенты (ведущего). (участники, выбравшие подсказку - «помощь зала», поворачиваются к зрителям и считают их ответы).
Вопросы отборочного тура:
1.Расположите эти числа в порядке возрастания:
3,5; 0,785; 5/5; 0,09
Ответ: 0,09; 0,785; 5/5 ; 3,5
2. Расположите действия в порядке их выполнения:
(25-5·3+60):7
Ответ: («х», «-», «+», «:»)
3.Расположите старинные названия монет в порядке увеличения их достоинства
Полтинник (50 к.), алтын (3 к.), грош (1/2 к.), пятак (5 к.)
Ответ: (грош, алтын. пятак, полтинник)
4.Расположите латинские буквы в алфавитном порядке:
B, V, N, E
Ответ: B, E, N, V
5.Расположите разряды числа, начиная с наибольшего
Десятки, сотни, десятые, единицы
Ответ: (сотни, десятки, единицы, десятые)
6. Расположите имена великих математиков в алфавитном порядке:
Чебышев, Гаусс, Магницкий, Лейбниц
Ответ: (Гаусс, Лейбниц, Магницкий, Чебышев - в 1878 усовершенствовал и изобрел новый арифмометр).
Вопросы I игрокам:
1. 1 очко.
Как называется цифры второго разряда в записи натурального числа
А: десятки С: десятых
В: сотни D: единицы
2. 1 очко.
Округлите число 4, 96 до десятых
А: 4.9 С: 5,0
В: 5 D: 4,96
3. 2 очка
Как называется число, показывающее насколько равных частей разделено целое
А: слагаемое С: числитель
В: множитель D: знаменатель
4. 2 очка
От перестановки слагаемых сумма не меняется. Как называется этот закон?
А: сочетательный С: распределительный
В: переместительный D: закон Ньютона
5. 3 очка
Чему равна площадь квадрата со стороной 100 м?
А: 100 м 2 С: 10.000 см2
В: гектар (10.000 м 2) D: 1 ар (100 м 2)
(+ 2 очка, если ответили правильно)
6. 3 очка
Вычислите:
1 – ((1 +1/6)-5/6)
Ответ:
А:4/6 С: 1 +2/3
В: 2/6 D: 1/6
7. 4 очка
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
А: 4 С: 1
В: 5 D: 3
8. 4 очка
10 солдат строились в ряд, 10 солдат шли на парад, 9/10 было усатых. Сколько там было безусых солдат?
А: 1 С: нисколько
В: 2 D: 3
9. 5 очков
Черепаха Дермохелес живут на островах Тихого Океана. Они такой величины что дети могут кататься у них на панцире. Эта черепаха прекрасно плавает, ее конечности превратились в ласты. Из панциря делают украшения, а яйца и мясо употребляют в пищу. Подумайте, сколько может весить такая черепаха?
А: 50 кг С: 500 кг
В: 60 кг D: 600 кг
10. 5 очков
Кому принадлежат эти строки?
«Математика – царица наук. А арифметика – царица математики»
А: А.С.Пушкин С: К.Ф.Гаусс
В: Петр Первый D: Максим Галкин
(+ 3 очка, если ответ правильный )
Жюри подводит итоги I тура.
Ассистенты оценивают зрителей.
Вопросы II тура
1. 1 очко
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника?
А: периметр С: обьем
В: площадь D: ломаная
2. 1 очко
Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 12?
А: 4 С: 0
В: 3 D: 6
3. 2 очка
Представьте число 5+ 3/100 в виде десятичной дроби?
А: 5,3 С: 5,03
В: 5,30 D: 5,003
4.2 очка
Какая дробь меньше 1
А: правильная С: барабанная
В: неправильная D:дробь пальцами
2 очка, если правильный ответ
5. 3 очка
У человека на руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
А: 100 С: 25
В: 50 D:40
6.3 очка
Определить, какая часть квадрата закрашена?
А: 1/8 С: 3/8
В: 3/2 D:3/5
7. 4 очка
Число 5,55 увеличили в 100 раз. Сколько получилось
А: 55,5 С: 555
В: 105,555 D:0,555
8. 4 очка
В трех одинаковых бидонах 96 литров молока. Сколько молока в 10 таких бидонах?
А: 960 литров С: 230 литров
В: 32 литра D:320 литров
9. 5 очков
Немецкий ученый которого называют «королем математики»
А: Лейбниц С: Штифель
В: Гаусс D:Л.Якубович
10. 5 очков +3 очка, если правильный ответ
Какой из перечисленных классов в записи чисел является наибольшим?
А: миллиарды С: триллионы
В: квадриллионы D:квинтиллионы
миллиарды (в млн. 9 нулей) триллионы (12 нулей)
квадриллионы (15 нулей) квинтиллионы (18 нулей)
Жюри подводит итоги 2 тура.
Ассистенты оценивают зрителей.
III тур
1. 1 очко
Равенство, содержащее неизвестное называется?
А: выражение С: отношение
В: уравнение D:дробь
2. Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
А: 12 С: 8
В: 6 D:10
3. 2 очка
Контуры созвездия большой медведицы напоминают нам?
А: ковш С: треугольник
В: стакан D: тарелка
4. 2 очка
Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число, больше 3?
А: + С: ×
В: - D: ,
5. 3 очка + 2 очка, если правильный ответ
Корнем какого из следующих уравнений служит число 7?
А: 15+х=105 С: 3×(х+5)=21
В: 7+х=0 D:15х=105
6. 3 очка
Петух стоя на одной ноге, весит 2 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах?
А: 4 кг С: 1 кг
В: 2 кг D:3 кг
7. 4 очка
Как называют тысячную долю метра?
А: миллиметр С: деци䈿етр
В: сантиметр D:километр
8. 4 очка
От какого слова происходит слово «нуль»?
А: мало С: густо
В: пусто D:много
5 очков
Какой буквой алфавита древние римляне обозначали тысячелетие?
А: М (1000) С: Х (10)
В: С (100) D: V (5)
10. 5 очков + 3 балла, если правильный ответ
Какая часть квадрата закрашена?
А: 1/4 С: 1/64
В: 1/16 D: 1/48
Жюри подводит итоги 3 тура.
Ассистенты оценивают зрителей.
IV тур
1. 1 очко
Сколько золотых монет было у Буратино
А2 С: 6
В: 4 D: 5
2. 1 очко
Какое число суеверные люди называют « чертовой дюжиной»?
А: 12 С: 6
В: 13 D: 7
3. 2 очка
Как называются цифры: 0,1,2,3,4, ……….. и т.д.
А: натуральные С: римские
В: арабские D: латинские
4. 2 очка
Сколько нулей в конце произведения последовательных чисел от 1 до 10?
А: 1 С: 2
В: 10 D: нисколько
5. 3 очка + 2 очка, если правильный ответ
Как называется отрезок, длина которого равна единице?
А: короткий С: единичный
В: длинный D: метровый
6. 3 очка
1/ 24 часть суток составляет?
А: час С: 30 мин.
В: 2 часа D: 24 часа
7. 4 очка
Дробь равна своему знаменателю. Чему равен числитель?
А: 1/2 С: 4/2
В: 5/10 D: 5/5
8. 4 очка
Площадь прямоугольника со сторонами 0,3м и 15 см равна?
А: 45 см 2 С: 0,45 м 2
В: 0,045 м 2 D: 4,5 м 2
9. 5 очков
Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона заполненного наполовину?
А: 15 С: 17
В: 16 D: 18
10. 5 очков + 3 очка, если правильный ответ
Выбрать из проведенного списка фамилию женщины- математика
А: М. Цветаева С: Н. Орейро
В: Жанна Д Арк D: Софья Ковалевская
Жюри подводит итоги 4 тура.
Ассистенты оценивают зрителей.
Анализ игры.
Награждение победителей.
Выставление оценок.