СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в первом классе по теме "Число 5 и цифра 5"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики в первом классе по программе "Школа 2100" (можно использовать при изучении любой программы). На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с числом и цифрой 5, составом числа 5, геометрической фигурой -пятиугольником.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в первом классе по теме "Число 5 и цифра 5"»

Подробный конспект урока.



Организационная информация

Тема урока

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.

Предмет

Математика

Класс

1

Автор урока (ФИО, должность)

Зиппа Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Северская гимназия»

Республика/край, город/поселение

Томская область, г. Северск

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

  • Познакомить с числом 5 и цифрой 5. Изучить состав числа 5.

  • Познакомить с пятиугольником.

Задачи урока


  • ввести число 5, научить писать цифру 5, изучить состав числа;

  • формировать представление о пятиугольнике;

  • формировать умение фиксировать движение по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

  • отрабатывать и закреплять навыки счета в пределах 5;

  • развивать практические умения, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

  • развивать навыки рефлексии;

  • создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся;

  • воспитывать любовь к математике.

  • продолжать учить работать в паре.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

  • Повторят знания натурального ряда чисел, состава чисел 2, 3, 4;

  • познакомятся с числом 5, научатся писать цифру 5;

  • сформируют представление о пятиугольнике;

  • познакомятся с составом числа 5;

  • продолжат учиться выполнять инструкции, работать в паре, вести диалог, быть вежливым, корректным по отношению друг к другу;

Необходимое оборудование и материалы

ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с цифрами, образец написания цифры 5, учебник, рабочая тетрадь.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Слайд № 1. Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в страну Математики. А вместе с нами в путешествие отправится хорошо известный нам сказочный герой, а кто – догадайтесь сами:

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался …(Колобок). Слайд 1а.

Актуализация знаний.























Определение темы урока.













Формулирование темы урока, постановка задач.

Изучение нового материала.

































Физминутка.















Знакомство с цифрой 5. Написание цифры на печатной основе в учебнике.






























Слайд № 2 Испекла бабка вечером Колобок, вынесла во двор и положила на пенёчек остужать. Колобок на удивление получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит Колобок на пенёчке, смотрит на небо, звёзды считает. Поможем ему. Посчитаем вместе с ним (счет до десяти и обратно). Посчитаем до 30 в парах (ритмический счет тройками). Сосчитайте от 2 до 7, от 9 до 14, от 20 до 15.

Работа с кассой цифр. Разложите свои числа в порядке возрастания. Покажите предыдущее число 9, 7. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего? Покажите последующее число 4, 8. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего? Какое число стоит между 7 и 9? 2 и 4? Какое число стоит справа от 6? Слева от 10? Покажите соседей числа 9. 4 - это 3 и ещё сколько? 3 без 2 это сколько?

Слайд № 3. Смотрит Колобок на звёзды, а звёзды выстроились в ряд. Вдруг видит Колобок, что одна звезда мигает, как будто беспокоится, может, заблудилась?

- Найдите ошибку в записи натурального ряда чисел, восстановите порядок и определите тему урока:

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 5, 10.

- О чём же пойдет речь на уроке? Какие задачи на урок себе поставим?

Слайд № 4. Тема урока. - Что вы можете рассказать о числе 5? (место в ряду, соседи, предыдущее и последующее числа).

Слайд № 5. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр. 40 и посмотрите, как представлено число 5. Как образовали число 5 на числовом отрезке? Назовите части числа 5 на фишках домино. Где в жизни мы можем встретиться с числом 5?

Смотрел, смотрел Колобок на звёзды и увидел созвездие. Рассмотрите его в № 1.

1, стр. 40. Знакомство с пятиугольником. Сколько «звёзд-точек» в созвездии? Какую геометрическую фигуру образуют звёзды? Почему она получила такое название?

- Давайте поможем Колобку найти на небе ещё одно созвездие. Выделите «звёзды-вершины» красным карандашом, соедините их так, чтобы получился пятиугольник.

- Сравните пятиугольники. Они одинаковые или разные? Что у них разное? Чем похожи пятиугольники?

2, стр. 40. А вот ещё одна звезда, самая крупная! Давайте дорисуем её, порадуем Колобка.

Мечтал, мечтал Колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул с пенёчка, решил размяться. Давайте и мы отдохнём вместе с Колобком.

Слайд № 6. 1). Гимнастика для глаз (несколько упражнений)

2). Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

Слайд № 7. Минутка красивого письма. Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Погоди, Заяц, выполни сначала моё задание, напиши красиво цифру 5. Задумался Заяц. Давайте поможем ему выполнить задание. Но сначала приготовим руку к письму:

Идёт по парте человечек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают по лужам,

Только брызги вверх летят.

(Написание цифры 5 на стр. 41 в учебнике)

Слайд № 8. Работа в парах. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Погоди, Волк, выполни сначала моё задание. Поможем Колобку убежать, выполним задание, пока волк не догадался. Откройте тетрадки, рассмотрите рисунки. Соотнесите каждый рисунок с числом, которым обозначено количество предметов, остальные числа зачеркните. В пустой клетке обозначьте число точками. Проверьте работу друг друга, оцените работу товарища (взаимопроверка). Сравните работу с образцом.

Слайд № 9. Решение примеров на числовом отрезке. Катится Колобок дальше, а навстречу ему медведь:

- Какой ты аппетитный, Колобок, я тебя, пожалуй, съем!

- Нет, Михайло Потапыч, реши сначала примеры.

Задумался медведь. Скорее сделаем задание № 6, а то Михайло Потапыч догадается.

6, стр. 41. Решают с обозначением частей и целого.

- Какое действие выполняли в первом примере? Сколько единиц присчитали? Какое число запишем на месте второго слагаемого? Чему равна сумма-результат? Что обозначают числа 3 и 2 в записи примера? Что такое 5?

- Какое действие выполняли во втором примере? Сколько единиц отсчитали? Какое число запишем после знака «минус»? Чему будет равна разность? Что обозначает равенство 5 – 3 = 2?

- Что происходит с числом при присчитывании по числовому отрезку? При отсчитывании?

Проверка и оценивание ЗУНКов – самостоятельная работа с последующей проверкой.

Слайд № 10. Самостоятельная работа. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса:

- Колобок, Колобок, пухленький бочок, я тебя съем.

- Нет, Лисонька, ничего у тебя не получится. Знаю я много сказок о твоём коварстве. Дам тебе такую загадку, которую ты не отгадаешь. Разложи яблоки по тарелочкам разными способами.

- Давайте, ребята, быстрее выполним это задание, пока лиса не успела.

7, стр. 41, самостоятельная работа с последующей проверкой. (Проверка проходит в парах - взаимопроверка, индивидуально, сравнение с образцом).

Хотел бежать Колобок дальше, но вдруг Лиса говорит:

- Нет, Колобок, не отпущу я тебя, пока и ты не решишь мои задачки.

- Поможем Колобку справиться с заданием?

1). Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру,

Тут следом явились подружки:

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А, ну, сосчитай, сколько мышек

Решили попробовать сыр?

2). Только я в кусты зашла,

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик,

И зелёный моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Молодцы, ребята, помогли Колобку уцелеть! Он теперь вернётся домой к бабке с дедом, а мы обобщим нашу работу.

Рефлексия деятельности на уроке


Итог урока. С каким числом познакомились на уроке? Что узнали о числе 5? Как обозначают число 5 на письме? Назовите части числа 5. Скажите, ребята, а могут ли нам в жизни пригодиться сегодняшние знания? Где? Когда?

Что на уроке было интересно? Какое задание понравилось больше всего? Кому было легко выполнять задания? Кто ещё затруднялся? Кого из учеников могли бы отметить за работу? Что вы можете сказать о своей работе? У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.

Слайд № 11. Самооценка своей деятельности. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Слайд № 12. Колобок благодарит вас за работу.

Домашнее задание

Запомнить части числа 5, нарисовать «волшебную пятерку».

Дополнительная необходимая информация

Учитель, ориентируясь на свой класс, может дать дополнительные задания при закреплении темы .

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Список используемой литературы:

Математика «Учусь учиться», Ч. 1, Л.Г. Л.Г. Петерсон, М: «Ювента» 2011 г.;

Л.Г, Петерсон, Математика 1 класс «Методические рекомендации», М: «Ювента», 2010 г.;

О.А. Степанова «Подвижные игры и физминутки в начальной школе», М: «Баласс», 2008 г.;

Сказка «Колобок», серия «Читаем с мамой», ООО «ЛИНГ», г. Москва (сканированные рисунки)

Список использованных Интернет-ресурсов: http://www.zooclub.ru/fotoqal/anima/116.qif


Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование презентации позволяет наглядно познакомить учащихся с новым материалом, оптимизирует деятельность учащихся, усиливает интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность, экономит время.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

При подготовке к следующему уроку учащиеся рисуют «волшебные пятерки». Следующий урок начинаем с демонстрации рисунков, актуализации знаний, полученных на данном уроке. Затем проводится работа по закреплению состава числа 5. Закрепляются умения присчитывать и отсчитывать единицы на числовом отрезке разными способами.

Другое