СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики по теме "Деление с остатком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок математики по ФГОС  по теме "Деление с остатком" для 2 класса УМК "Школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики по теме "Деление с остатком"»

Конспект урока математики

УМК «Школа XXI века», 2 класс

Тема урока: Деление с остатком

Цели урока:

  1. Сформировать понятие «деление с остатком» и научиться решать примеры на деление с остатком.

  2. Развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

  3. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, слушать и понимать речь других.


Ход урока


I этап. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

- Приветствие. Проверка рабочих мест.

- Чем мы занимаемся на уроках математики чаще всего?

(решаем примеры и задачи, считаем, сравниваем, чертим геометрические фигуры)

- Значит каждый урок математики – это движение вперёд к новым знаниям и умениям. Поднимите руки, кто хочет двигаться дальше? Тогда вперёд!


II этап. Актуализация знаний. Фиксация затруднений

- Предлагаю вам поиграть в игру « Математическое лото»


а) Работа с индивидуальными карточками

- Дети, у каждого из вас есть карточка с числами. Поднимите руки, кто хорошо знает таблицу умножения? Я вам буду называть пример из таблицы. Вы его решаете устно. А в карточке крестиком зачёркиваете ответ. Понятно?


Карточка с ответами: 8 15 30 5 16 21 20 - у детей

Примеры: 2∙ 4 5∙ 3 - учителя

5∙ 6 4∙ 4

7∙ 3 5∙ 4


б) Подведение итогов игры. Работа в парах

- Проверяем нашу работу. Вы зачеркнули все числа? (нет не все)

- Сколько чисел остались не зачёркнутыми? Какое это число? ( одно число, 5)

- Поработайте в парах: обменяйтесь карточками, проконтролируйте друг друга. Кто может сказать, за что своему соседу вы можете поставить 5?

(Если зачёркнуты все числа кроме 5 )

-Поставьте отметки. Поднимите руки, кто получил 5? Задание ещё раз показало, что вы хорошо знаете таблицу умножения. У кого были ошибки, повторите таблицу.

- Какое действие связано с умножением? (деление)


в) Повторение названий компонентов при делении


12 : 6 = 2 Делимое Делитель Частное

x : 6 = 2

12: x = 2

- Прочитайте выражение и скажите как называется каждый компонент при делении. (называют компоненты)

- Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)

- Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)

- Правильно. Как вы думаете, зачем мы это повторяли?

( эти знания пригодятся нам сейчас)


г) Подведение к теме урока


6 : 2

36 : 6

15 : 3

48 : 8

25 : 5

10 : 3

-Решите примеры. (решают, называют ответы)

- Почему не смогли решить последний пример?

( 10 не делится на 3 и в таблице умножения нет такого случая деления)

- Но я буду утверждать , что такой пример можно решить! Вы согласитесь с моим мнением? Мы просто пока не умеем его решать, но что нам может помочь? (учебник)


III этап. Выявление места и причины затруднения в ходе решения учебной задачи

- Откройте учебник, найдите нужную страницу новой темы.

- Прочитайте название темы. Какое слово знакомо? Какое является ключевым?( Деление - знакомо, ключевое слово «с остатком»)

- Кто может сказать, что мы должны понять и чему научиться к концу урока?

(Понять, что обозначает «остаток» и научиться делить с остатком)


а) Работа в парах

- Прочитайте задание под номером 1.

( ученик читает вслух)

- У вас на столах лежат фишки. Они вам будут сейчас помогать .Пересчитайте их. Сколько получилось? (10)

- Выполняйте задание в парах. В тетради сделайте запись решения.

(дети выполняют задание, в тетради появляется запись 10 : 2=5)

- Прочитайте задание ниже иллюстрации. Ответьте на вопрос.

(Делимое- у волка, делитель- у белки, частное- у зайца)

- Кто испытывал трудности при решении этого задания? Почему было легко?

(знаем таблицу умножения и деления, помогали фишки)

-Тогда давайте выполним № 2. Прочитайте задание. Что поняли?

(нужно 10 фишек разложить в 3 кучки и узнать, сколько фишек в каждой кучке и сколько фишек останется)

- Попробуем выполнить это задание снова в парах при помощи фишек.

(дети выполняют задание практически с помощью фишек, учитель контролирует)

- Ответьте на вопрос: сколько фишек получилось в каждой кучке? (3)

- Сколько фишек осталось? (1)

-Кто понял, как будет называться эта 1 фишка? (остаток)

- Значит, что такое остаток при делении?

( то, что остаётся не разделенным в примере на деление)

-Вернёмся к цели урока. Что можете сказать?

(Деление с остатком- это пример на деление, где в ответе получается остаток )

Если дети затрудняются задаём вопрос:

- Можно ли утверждать, что мы поняли , что обозначает слово остаток при делении чисел? ( да)


б) Работа с правилом: стр. 98

- Обратимся к правилу. Прочитайте. (читают вслух правило)

- Чему оно нас учит? (как правильно записать пример на деление с остатком)

- Давайте запишем это решение в тетрадь. На доске запишет……..

( ученик у доски , дети в тетради записывают решение)

- Посмотрите на первую запись в тетради, а потом на вторую. Сделайте вывод.

( в математике есть примеры на деление с ответом без остатка и с остатком)

- Кто ещё, что- то заметил?

(мы решили пример, который не могли решить в начале урока)


в) Составление алгоритма деления с остатком

- При помощи фишек не всегда удобно решать примеры с остатком. Нам нужен алгоритм деления. Попробуем составить его вместе.

- Вернёмся к нашему примеру.

- Какое число нужно было делить на 3? (10)

- Какое число мы делили? (9)

(если затрудняются ответить, то попросить пересчитать все фишки в 3 кучках)

- Число 9 ближайшее или дальнее по отношению к 10? (Ближайшее)

- Значит, как может звучать 1 шаг алгоритма?

(Найдём ближайшее к делимому число, которое делится на делитель без остатка)

- Что делали дальше? (делили 9 на 3 и получили 3)

- Как сформулировать 2 шаг алгоритма?

( Разделим ближайшее число на делитель и получим частное)

- Как получили остаток 1? ( Из 10 вычесть 9 получится 1)

- Как звучит 3 шаг алгоритма?

( Вычтем из делимого число, которое разделили и получим остаток)


  1. Найдём самое ближайшее к делимому число, которое делится на делитель без остатка.

  2. Разделим его на делитель. Получим частное.

  3. Вычтем из делимого число, которое разделили. Получим остаток.

Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.



Упражнение для снятия утомляемости с глаз

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.


IV этап. Первичное закрепление. Подведение к правилу об остатке

а) Учебник стр. 99 №3

- Расскажите всё, что видите на иллюстрации.

( видим зайца и волка, они решали примеры с остатком)

- Ниже иллюстрации написано задание. Прочитайте.

( решают письменно у доски примеры зайца и волка и делают вывод, что волк решил пример не правильно, проговаривают алгоритм и записывают правильное решение на доске и в тетради)

б) Знакомство с правилом остатка

- В решённых примерах подчеркните только делитель и остаток. Что заметили?

(дети подчёркивают делитель и остаток, делают вывод, что остаток должен быть меньше делителя)

- Чтение правила стр.99

- Предположите, какие могут быть остатки при делении на 4, 5, 7

( отвечают: при делении на 4- 1,2,3

при делении на 5 – 1,2,3,4

при делении на 7- 1,2,3,4,5,6 )


V этап. Включение в систему знаний

а) Работа с учебником

- стр. 99 № 4 (1 и 2 столбики)

( у доски 2 ученика решают по 2 примера с комментированием алгоритма)

б) Самостоятельная работа детей

- Ребята, каждый из вас получит 2 карточки разного цвета. Карточка жёлтого цвета- содержит задание средней сложности. Карточка зелёного цвета- лёгкое задание. Выбирайте задание по силам . Подпишите выбранную карточку. Выполните задание. За эту работу каждый получит отметку. Выполняйте. Время выполнения – 5 мин.


1 карточка (жёлтая)

Выберите и решите только те примеры, где получится остаток

44 : 6= 35 : 6 = 58 : 7 =

30 : 9= 18 : 3= 64 : 8 =


2 карточка (зелёная)

Выполни деление с остатком

9 : 6= 35 : 8=

23 : 9= 30 : 4=


Дети выполняют самостоятельную работу. Учитель контролирует и оказывает помощь учащимся в случае затруднения.


VI этап. Рефлексия учебной деятельности

- Как называлась тема нашего урока? ( деление с остатком)

- Какое понятие в теме было проблемным ? ( с остатком)

- Какие цели поставили себе ? ( узнать, что такое остаток и научиться выполнять деление с остатком)

-Кто объяснит, в каких примерах может встретиться остаток?

( в которых числа не делятся нацело или в примерах, которых нет в таблице умножения)

Выполнение теста

- Выполним тест в тетради. Напишите сверху вниз цифры 1,2,3,4. Вам будут даны 4 высказывания. Если высказывание верное- напротив цифры нарисуете зелёный кружок, если неверное- красный.


  1. Остаток при делении должен быть меньше делителя.

  2. 20 : 6 = 3 ( ост. 3)

  3. При делении на 4 в остатке может быть: 1, 2,3

  4. При делении на 6 в остатке может быть: 1,2.3.4,5,6

Проверка теста

( Учитель прикрепляет на доску плакат со следующим чередование кругов: зелёный, красный, зелёный, красный)

- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку. Поставьте отметку.

Работа с оценочным отрезком

- Давайте поработаем с оценочным отрезком. Начертите его на полях тетради. Отметьте уровень своих умений при решении примеров с остатком?

(отмечают на отрезке)

- Кто поставил отметку на самом верху - встаньте в центр класса.

- Кто поставил отметку ниже - встаньте слева от доски? Какие испытывали трудности?

( дети высказывают свои затруднения)

- У кого отметка осталась внизу? Как объясните свои затруднения?

( желающие дети отвечают).


VII этап. Комментирование домашнего задания

- Вспомнить алгоритм, проговорить родителям

- Стр. 99 № 4 (3 и 4 столбики) – повторите деление с остатком





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!