Конспект урока математики
УМК «Школа XXI века», 2 класс
Тема урока: Деление с остатком
Цели урока:
Сформировать понятие «деление с остатком» и научиться решать примеры на деление с остатком.
Развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, слушать и понимать речь других.
Ход урока
I этап. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
- Приветствие. Проверка рабочих мест.
- Чем мы занимаемся на уроках математики чаще всего?
(решаем примеры и задачи, считаем, сравниваем, чертим геометрические фигуры)
- Значит каждый урок математики – это движение вперёд к новым знаниям и умениям. Поднимите руки, кто хочет двигаться дальше? Тогда вперёд!
II этап. Актуализация знаний. Фиксация затруднений
- Предлагаю вам поиграть в игру « Математическое лото»
а) Работа с индивидуальными карточками
- Дети, у каждого из вас есть карточка с числами. Поднимите руки, кто хорошо знает таблицу умножения? Я вам буду называть пример из таблицы. Вы его решаете устно. А в карточке крестиком зачёркиваете ответ. Понятно?
Карточка с ответами: 8 15 30 5 16 21 20 - у детей
Примеры: 2∙ 4 5∙ 3 - учителя
5∙ 6 4∙ 4
7∙ 3 5∙ 4
б) Подведение итогов игры. Работа в парах
- Проверяем нашу работу. Вы зачеркнули все числа? (нет не все)
- Сколько чисел остались не зачёркнутыми? Какое это число? ( одно число, 5)
- Поработайте в парах: обменяйтесь карточками, проконтролируйте друг друга. Кто может сказать, за что своему соседу вы можете поставить 5?
(Если зачёркнуты все числа кроме 5 )
-Поставьте отметки. Поднимите руки, кто получил 5? Задание ещё раз показало, что вы хорошо знаете таблицу умножения. У кого были ошибки, повторите таблицу.
- Какое действие связано с умножением? (деление)
в) Повторение названий компонентов при делении
12 : 6 = 2 Делимое Делитель Частное x : 6 = 2 12: x = 2 |
- Прочитайте выражение и скажите как называется каждый компонент при делении. (называют компоненты)
- Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
- Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)
- Правильно. Как вы думаете, зачем мы это повторяли?
( эти знания пригодятся нам сейчас)
г) Подведение к теме урока
6 : 2 | 36 : 6 |
15 : 3 | 48 : 8 |
25 : 5 | 10 : 3 |
-Решите примеры. (решают, называют ответы)
- Почему не смогли решить последний пример?
( 10 не делится на 3 и в таблице умножения нет такого случая деления)
- Но я буду утверждать , что такой пример можно решить! Вы согласитесь с моим мнением? Мы просто пока не умеем его решать, но что нам может помочь? (учебник)
III этап. Выявление места и причины затруднения в ходе решения учебной задачи
- Откройте учебник, найдите нужную страницу новой темы.
- Прочитайте название темы. Какое слово знакомо? Какое является ключевым?( Деление - знакомо, ключевое слово «с остатком»)
- Кто может сказать, что мы должны понять и чему научиться к концу урока?
(Понять, что обозначает «остаток» и научиться делить с остатком)
а) Работа в парах
- Прочитайте задание под номером 1.
( ученик читает вслух)
- У вас на столах лежат фишки. Они вам будут сейчас помогать .Пересчитайте их. Сколько получилось? (10)
- Выполняйте задание в парах. В тетради сделайте запись решения.
(дети выполняют задание, в тетради появляется запись 10 : 2=5)
- Прочитайте задание ниже иллюстрации. Ответьте на вопрос.
(Делимое- у волка, делитель- у белки, частное- у зайца)
- Кто испытывал трудности при решении этого задания? Почему было легко?
(знаем таблицу умножения и деления, помогали фишки)
-Тогда давайте выполним № 2. Прочитайте задание. Что поняли?
(нужно 10 фишек разложить в 3 кучки и узнать, сколько фишек в каждой кучке и сколько фишек останется)
- Попробуем выполнить это задание снова в парах при помощи фишек.
(дети выполняют задание практически с помощью фишек, учитель контролирует)
- Ответьте на вопрос: сколько фишек получилось в каждой кучке? (3)
- Сколько фишек осталось? (1)
-Кто понял, как будет называться эта 1 фишка? (остаток)
- Значит, что такое остаток при делении?
( то, что остаётся не разделенным в примере на деление)
-Вернёмся к цели урока. Что можете сказать?
(Деление с остатком- это пример на деление, где в ответе получается остаток )
Если дети затрудняются задаём вопрос:
- Можно ли утверждать, что мы поняли , что обозначает слово остаток при делении чисел? ( да)
б) Работа с правилом: стр. 98
- Обратимся к правилу. Прочитайте. (читают вслух правило)
- Чему оно нас учит? (как правильно записать пример на деление с остатком)
- Давайте запишем это решение в тетрадь. На доске запишет……..
( ученик у доски , дети в тетради записывают решение)
- Посмотрите на первую запись в тетради, а потом на вторую. Сделайте вывод.
( в математике есть примеры на деление с ответом без остатка и с остатком)
- Кто ещё, что- то заметил?
(мы решили пример, который не могли решить в начале урока)
в) Составление алгоритма деления с остатком
- При помощи фишек не всегда удобно решать примеры с остатком. Нам нужен алгоритм деления. Попробуем составить его вместе.
- Вернёмся к нашему примеру.
- Какое число нужно было делить на 3? (10)
- Какое число мы делили? (9)
(если затрудняются ответить, то попросить пересчитать все фишки в 3 кучках)
- Число 9 ближайшее или дальнее по отношению к 10? (Ближайшее)
- Значит, как может звучать 1 шаг алгоритма?
(Найдём ближайшее к делимому число, которое делится на делитель без остатка)
- Что делали дальше? (делили 9 на 3 и получили 3)
- Как сформулировать 2 шаг алгоритма?
( Разделим ближайшее число на делитель и получим частное)
- Как получили остаток 1? ( Из 10 вычесть 9 получится 1)
- Как звучит 3 шаг алгоритма?
( Вычтем из делимого число, которое разделили и получим остаток)
Найдём самое ближайшее к делимому число, которое делится на делитель без остатка. Разделим его на делитель. Получим частное. Вычтем из делимого число, которое разделили. Получим остаток. |
Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Упражнение для снятия утомляемости с глаз
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
IV этап. Первичное закрепление. Подведение к правилу об остатке
а) Учебник стр. 99 №3
- Расскажите всё, что видите на иллюстрации.
( видим зайца и волка, они решали примеры с остатком)
- Ниже иллюстрации написано задание. Прочитайте.
( решают письменно у доски примеры зайца и волка и делают вывод, что волк решил пример не правильно, проговаривают алгоритм и записывают правильное решение на доске и в тетради)
б) Знакомство с правилом остатка
- В решённых примерах подчеркните только делитель и остаток. Что заметили?
(дети подчёркивают делитель и остаток, делают вывод, что остаток должен быть меньше делителя)
- Чтение правила стр.99
- Предположите, какие могут быть остатки при делении на 4, 5, 7
( отвечают: при делении на 4- 1,2,3
при делении на 5 – 1,2,3,4
при делении на 7- 1,2,3,4,5,6 )
V этап. Включение в систему знаний
а) Работа с учебником
- стр. 99 № 4 (1 и 2 столбики)
( у доски 2 ученика решают по 2 примера с комментированием алгоритма)
б) Самостоятельная работа детей
- Ребята, каждый из вас получит 2 карточки разного цвета. Карточка жёлтого цвета- содержит задание средней сложности. Карточка зелёного цвета- лёгкое задание. Выбирайте задание по силам . Подпишите выбранную карточку. Выполните задание. За эту работу каждый получит отметку. Выполняйте. Время выполнения – 5 мин.
1 карточка (жёлтая)
Выберите и решите только те примеры, где получится остаток
44 : 6= 35 : 6 = 58 : 7 =
30 : 9= 18 : 3= 64 : 8 =
2 карточка (зелёная)
Выполни деление с остатком
9 : 6= 35 : 8=
23 : 9= 30 : 4=
Дети выполняют самостоятельную работу. Учитель контролирует и оказывает помощь учащимся в случае затруднения.
VI этап. Рефлексия учебной деятельности
- Как называлась тема нашего урока? ( деление с остатком)
- Какое понятие в теме было проблемным ? ( с остатком)
- Какие цели поставили себе ? ( узнать, что такое остаток и научиться выполнять деление с остатком)
-Кто объяснит, в каких примерах может встретиться остаток?
( в которых числа не делятся нацело или в примерах, которых нет в таблице умножения)
Выполнение теста
- Выполним тест в тетради. Напишите сверху вниз цифры 1,2,3,4. Вам будут даны 4 высказывания. Если высказывание верное- напротив цифры нарисуете зелёный кружок, если неверное- красный.
Остаток при делении должен быть меньше делителя. 20 : 6 = 3 ( ост. 3) При делении на 4 в остатке может быть: 1, 2,3 При делении на 6 в остатке может быть: 1,2.3.4,5,6 |
Проверка теста
( Учитель прикрепляет на доску плакат со следующим чередование кругов: зелёный, красный, зелёный, красный)
- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку. Поставьте отметку.
Работа с оценочным отрезком
- Давайте поработаем с оценочным отрезком. Начертите его на полях тетради. Отметьте уровень своих умений при решении примеров с остатком?
(отмечают на отрезке)
- Кто поставил отметку на самом верху - встаньте в центр класса.
- Кто поставил отметку ниже - встаньте слева от доски? Какие испытывали трудности?
( дети высказывают свои затруднения)
- У кого отметка осталась внизу? Как объясните свои затруднения?
( желающие дети отвечают).
VII этап. Комментирование домашнего задания
- Вспомнить алгоритм, проговорить родителям
- Стр. 99 № 4 (3 и 4 столбики) – повторите деление с остатком