А.М. Шайдуллова,
учитель математики
1-ой квал. категории
средней школы № 57
Кировского р-на г. Казани
Урок математики в 9 классе.
Базовый учебник: Алгебра 9, автор А.Г.Мордкович
Тема: «Уравнения и системы уравнений с двумя переменными».
Цель:
1) Закрепить навыки решения уравнений и систем уравнений с двумя переменными;
2) проверить степень усвоения учащимися изученного материала в ходе самостоятельной работы;
3) развивать графическую грамотность, построения графиков;
4) повысить интерес к предмету;
5) ознакомление с компьютерной программой.
Оборудование:
проектор, компьютер, система координат, презентации.
План урока.
1. Повторение теории (повторим необходимый материал).
2. Устная работа (устный опрос).
3. Проверочная работа (в виде теста).
4. Решение систем уравнений; проверка с помощью программы «Графер».
5. Исторический материал (выступление учащихся).
6. Тесты на компьютере.
7. Итог. Оценки.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Тема урока
2. Ознакомление с планом урока.
II. Повторение теоретического материала.
Ответы на вопросы:
1. Какие уравнения названы уравнением с двумя переменными?
2. Что значит решить уравнение?
3. Что называется корнями уравнения с двумя переменными?
4. Какие способы решения уравнений вам известны?
5. Какие способы решения систем уравнений?
Применение авторского электронного пособия по теме «Уравнения».
III. Устные упражнения.
Слайды 1 - 11
1. Является ли число 0,1, 2 корнем уравнения
а) х2-1=0; б) х (х - 1) (х + 2) = 0; в) х4 + х2 = -2.
2. Решите систему уравнений
а) х + у = 2 б) 4х - у = 4
х - у = 1 2х - у = 2
3. Имеет ли решения системы уравнений, если имеет, то сколько?
а) у = -х2 + 8 б) х2 + у2 = -3
у = х2 + 4 3х + 10у = 17,5
4. Какая фигура является графиком уравнения
1) у=кх+в 2) х2+у2=R2 (х-а)2 + (у-в)2 =R2 3) у+ах2+вх+с=0
к0, ка0, а
4) х у = 1 у = , у = - . 5) х2-у2=1
IV. Выполнение теста.
Вариант 1
1.Уравнение х2 = х + 2 решено графически.
Верно ли названы корни уравнения.
а) (-1; 1) и (2; 4); б)1 и 4; в)-1 и 2.
2. Решите уравнение и подчеркните верный,
из предложенных ответов:
(x-11) (x + 8) = 0;
а) -11; 8; б) 11;-8; в) -8;-11.
3. Решите уравнение и назовите верный, из предложенных ответов:
y³ - 25y = 0;:
а) 5;0; б) 0; 5; -5; в) 0;-5.
4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения графика функции y = x4 - 8x2 - 9 с осью абсцисс.
Найдите верный, из предложенных ответов.
а) (3;0) и (-3;0); б) (0;3) и (0;-3); в) 9 и -1.
5. Является ли пара чисел (0;-1) решением системы уравнений:
x2 +y = -1
x-y =1
а) да ; б) нет.
Вариант 2.
1. Уравнение -х3 - х = 2 решено графически.
Верно ли названы корни уравнения. а) (-1; 1); б) -1; в) 1.
2. Решите уравнения и подчеркните верный, из предложенных ответов:
(х+6) (х-12) = 0
а) -6; 12; б) 6; -12; в) -6; -12.
3. Решите уравнения и подчеркните верный, из предложенных ответов:
х3 - 16х = 0
а) 0; 4; -4; б) -4; 0; в) 0; 4.
4. Не выполняя построение, найдите координаты точек пересечения графика
функции у = х4 -3х2 - 4 с осью абсцисс.
Найдите верный, из предложенных ответов.
а) 4 и -1; б) (2;0) и (-2;0); в) (0; 2) и (0; -2).
5.Является ли пара чисел (2; -1) решением системы уравнений:
х + у = 1,
х2 -у = -1.
а) да, б) нет.
Проверка через компьютер.
5 верных ответов - «5»
4 верных ответа - «4»
3 верных ответа - «3»
V. Выполнение упражнений в тетрадях.
Проверка с помощью программы «Графер», ученики на компьютере строят графики.
№ 103(б). -х2 + 3 = х + 1
№ 104(а). -3 /х = -х - 2
№ 105(в). 2х2+4х-3 = (2х-4)/(3х+1)
Дополнительное задание.
(х+2)2+(х-1)2 =4,
у=х+3.
VI. Историческая справка.
Одна ученица заинтересовалась историей уравнений, накопила материал о решениях уравнений высших степеней, она сделала презентацию.
Слайды 1 - 10
VII. Тесты на компьютере.
В дальнейшем мы будем решать системы неравенств с двумя переменными и необходимы знания по теме неравенства.
При помощи теста каждый может оценить свои знания.
Читайте инструкцию, по окончании теста оценку покажите учителю и запишите на листочках свою фамилию, имя и оценку, которую поставил компьютер.
Если у вас «5» - вы готовы изучить новый материал,
«4» - устранить некоторые пробелы в знаниях,
«3» - повтори данный материал на странице 241 учебника,
«2» - срочно к консультантам.
VIII. Подведение итогов урока.
1. На этом уроке рассмотрели графическое решение систем уравнений, научились строить графики с помощью программы «Графер».
2. Выставление оценок.
3. Задание на дом №365, 366, 367.