СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Мхи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Мхи"»

Урок «Мхи»

Технология: проблемного обучения, интерактивного обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: нетрадиционный (урок-исследование).

Решаемые учебные проблемы: Подвести учащихся к выводу об отличии высших и низших растений.

Осуществить взаимосвязь предмета с ранее изученным материалом, формировать навыки работы с элементами параграфа учебника, умение самостоятельно добывать знания в ходе исследований

Основные понятия, изучаемые на уроке: высшие споровые растения, ризоиды, водоносные и хлорофиллоносные клетки, спорофит, гаметофит.

Предметные результаты: учащиеся получат знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями;

работают с лабораторным оборудованием;

видят и выделяют закономерности строения мхов;

сравнивают строение мхов с другими растениями;

соотносят строение и значение мхов.

Метапредметные: учащиеся продолжат отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: решают учебные задачи в сотрудничестве;

учатся самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

проявляют активность в выполнении заданий;

обосновывают применение полученных знаний в повседневной жизни.

Оборудование урока: проектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметные стекла, лупа, покровные стекла, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, гербарий (кукушкин лен, сфагнум)

Организационная структура урока

Организационный этап Распределение учащихся на 5 групп по геометрическим фигурам.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем мы урок

Проверяем все ль на месте

Все ль в порядке

А теперь груз забот с себя стряхнем

Путь науки мы начнем

этап Актуализация знаний.

Актуализация изучения нового на основе материала курса «Окружающий мир» и темы «Водоросли».

В ходе игры «Горячий стул» учащиеся записывают на доске понятия: спора, хлорофилл.

Индивидуальное задание: выполнить задание из ВПР

Задание 7.1 № 546

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

(1) Во­до­рос­ли — древ­ней­шие рас­те­ния на нашей пла­не­те. (2) Во­до­рос­ли не имеют тка­ней, их тело не рас­чле­не­но на ор­га­ны. (3) У этих рас­те­ний нет ни кор­ней, ни стеб­лей, ни ли­стьев. (4) Их тело на­зы­ва­ет­ся тал­ло­мом, или сло­е­ви­щем. (5) К во­до­рос­лям от­но­сят­ся очень раз­ные ор­га­низ­мы, ко­то­рые оби­та­ют и в воде, и на суше во влаж­ных ме­стах. (6) Как счи­та­ют учёные, от них про­изо­шли выс­шие рас­те­ния, по­яв­ле­ние ко­то­рых свя­за­но с вы­хо­дом во­до­рос­лей на сушу.

 

В каких пред­ло­же­ни­ях опи­сы­ва­ют­ся при­зна­ки, на ос­но­ве ко­то­рых можно сде­лать вывод о том, что во­до­рос­ли от­но­сят к груп­пе низ­ших рас­те­ний? За­пи­ши­те но­ме­ра вы­бран­ных пред­ло­же­ний.



этап. Создание проблемной ситуации

Учитель: Установите, что здесь лишнее (использовано задание из ВПР 6 класс). Почему? Как называются данные организмы? Определили тему урока «Мхи».

А.

Б.

В.

Г.



этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Определим цель урока ( на интерактивной доске дано начало предложения, учащиеся формулирую концовку): Доказать, что мхи являются высшими споровыми растениями.

этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Учитель: Чтобы достичь цели, что должны сделать

  1. Изучить строение мхов. Сравнить с ранее изученной группой растений

  2. Выяснить как размножаются мхи?

Учитель: Вы сегодня будете исследовать мох. Работая с раздаточным материалом. Опираясь на текст учебника. Далее представите результаты своей деятельности и оцените работу своей группы по алгоритму, который дан на слайде. 9

Задание 1 Цель изучить строение мхов (задание ВПР)

Рассмотрите с помощью ручной лупы строение мха и подпишите на рисунке листья, стебель, ризоиды и коробочку со спорами зелёного мха. Стр учебника 130-131. Как растения располагаются по отношению друг к другу?


Сделайте вывод о внешнем строении мха.



Задание 2. Цель изучить свойства мха

  1. Взвесить высушенную дерновину мха и положить ее в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

Вопросы:

  1. Во сколько раз увеличилась масса мха после намокания в воде?

  2. Чем объясняется такая прибавка в массе? Стр 131.

Задание 3. Цель изучить внутреннее строение мха.

Рассмотрите микропрепарат листа сфагнума. Найдите живые хлорофиллоносные клетки, большие мёртвые водоносные клетки. Стр 132

Отметьте на рисунке эти клетки.

Установите соответствие

А) хлорофиллоносные В) накапливают воду

Б) водоносные Г) осуществляют фотосинтез

Сделайте вывод о строении мха сфагнума.

Задание 4. Цель выяснить значение мхов.

Как эти предметы (торф, вата, бинт, веревка, макет избы) связаны с мхами?

Рассмотрите торф. Как он используется человеком? Какой мох образует торф в природе? Стр 132.

Прочитайте отрывок рассказа Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте».

В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде.

«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?» — вспоминает об этом времени врач С. А. Новотельнов.

Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.

Северная деревня в начале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось еще более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум.

Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота.

Как мох использовали в Великую отечественную войну? Какие свойства при этом учитывались?

Задание 5. Цель сравнить мох сфагнум и кукушкин лен

Рассмотрите мхи и заполните таблицу

Признаки для сравнения

Мох сфагнум

Кукушкин лен

Место обитания



Окраска растения



Наличие листьев, стеблей



Есть ли ризоиды?



Форма коробочки, где располагаются споры




этап Задание из ВПР на закрепление нового материала с проверкой по эталону

  1. Прочитайте текст и выполните задание.


Попав во влажную почву, спора прорастает, образуя зелёную нить — протонему, на которой из почек развиваются новые листостебельные побеги. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

 

Дыхание, питание, выделение, спороношение, размножение.


  1. Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.


Сделайте описание мха по следующему плану.

А) В сравнении с водорослями: наличие/отсутствие органов растения

Б) Мох относится к группе высших или низших растений?

В) Местообитание растения

 

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сфагнум не является покрытосеменным растением?


Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель: Возвращаемся к цели урока. Почему мхи являются высшими споровыми растениями?

Ответы: У мхов есть органы: листья, ризоиды, стебель, коробочка со спорами; размножаются с помощью спор, имеют хлорофиллоносные клетки для фотосинтеза.

этап рефлексии Достигли ли мы цели урока?

Закончите предложения

До урока я не знал….

До урока я не мог….

Сегодня на уроке я выяснил ….

Сегодня на уроке я научился …

этап Домашнее задание выяснить какие мхи растут в нашем крае?