2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минут) 3.Изучение нового материала (6 мин) 4. Организация слушательской деятельности. (20 мин) 5.Организация исполнительской деятельности.(5 мин) 6. Рефлексия.(2 мин) | - Ребята, через месяц у нас наступит весна. А какой народные праздник ожидает нас впереди? - Верно. А что обычно происходит на масленичных гуляньях? - А как это можно назвать одним словом? Ведь еще представляют свои поделки, изделия, приготовленные пироги. - Молодцы. А как вы думаете, была Масленица праздником, если бы не было ярмарки? - Вот и русский композитор Игорь Федорович Стравинский считал также. В начале 20 века он сочинил балет «Петрушка», по-другому композитор называл этот балет «Потешные сцены». Состоит этот балет из 4 сцен или картин. - Представьте такую картину: народное гулянье на Масленице, балаганный дед потешает толпу. Тут же появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Внимание толпы привлекают два барабанщика, из театра выходит старый фокусник, который играет на флейте. Занавес поднимается и толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. К удивлению толпы все они дружно пускаются в пляс. Как вы думаете, как должна звучать музыка? - Вы все сказали правильно. Сейчас мы с вами прослушаем первую картину этого, а вы мне скажете, похожа ли эта музыка на ту, что вы предположили? - Итак, что вы можете сказать об этой музыке? - Посмотрите на экран, на нем вы видите картину Б. Кустодиева «Балаганы». Сейчас во время второго прослушивания вы, глядя на картину, попробуйте понять, что общего у нее с музыкой Стравинского. - Музыка закончилась, и кто же мне скажет, что общего у музыки и картины Кустодиева? - Молодцы, все верно. Стравинский и Кустодиев очень хорошо изобразили ярмарочное гулянье, которое происходит на каждой Масленице. Когда идешь по ярмарочным рядам, можно увидеть и корзины плетеные, и сладости, среди которых пряники, сушки, даже петушки есть. А вот и Золотой петушок, который хочет рассказать одну историю про царя Додона. Это история о нравственных ценностях, про которые забыл царь. А вот вы знаете что такое нравственные ценности или что такое нравственность? - Правильно. А что относится к нравственным ценностям? - Молодцы. У велики русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова есть опера «Золотой петушок», написанная на сюжет сказки А.С. Пушкина. Начинается она со слов одного из героев оперы — Звездочета: «Здесь пред вами старой сказки Оживут смешные маски, Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок» - Последние две строчки — мораль, которой сказка Пушкина завершается, опера же ими начинается. Эта опера о Золотом волшебном петушке, которого Звездочет дарит царю Дадону, взамен на любое его желание. В опере рассказывается о том, как Шемаханская царица обманом завоевала царство Дадона, убив его сыновей и войско. Как только они прибывают во дворец, появляется Звездочет и просит исполнить его желание, в качестве платы за Золотого петушка, волшебная сила которого в том, что как только приближается опасность он возвещает: «Кири-ку-ку! Берегись будь на чеку!», а если же все спокойно: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». Сейчас мы прослушаем Тему Золотого петушка, а вы внимательно послушайте и скажите, этот персонаж злой или добрый? - Итак, какой же у нас Петушок? - А почему вы так решили? - Верно, то, что он предупреждает всех, можно отнести к нравственным ценностям, ведь ему не все равно, что станет с народом. - А что на счет царя Дадона? Можно ли его назвать умным человеком, если Царица обманом смогла завоевать его царство и обмануть его? - Вы правы. И когда Звездочет просит в качестве оплаты за Петушка Шемаханскую царицу, Дадон его убивает. Это хороший поступок или плохой? - Молодцы. Совершив такой поступок он становится ничем не лучше Царицы, убившей его сыновей. Сейчас мы с вами прослушаем Тему царя Дадона, а вы мне скажете, как в музыке отражен его характер? - Вот закончилась музыка. Что вы можете сказать о характере царя? - Верно, в этом фрагменте звучат следующие слова: «И покой от ратных дел, хотел себе устроить...». - Скажите-ка мне, ребята, а лень и высокомерие это хорошо или плохо? - Верно. Следует сказать, что как и сказка «Золотой петушок», так и все произведения А.С. Пушкина связаны с нравственными ценностями, его сказки учат нас что такое добро и что такое зло. - Конечно же, вы все засиделись, поэтому предлагаю провести физминутку. Встаем на ноги и повторяем за мной. - Так как через совсем скоро у нас с вами весна, а это значит, что приближается главный праздник. Какой? - Верно, и сейчас самое время начать подготовку к нему, поэтому сегодня мы начнем разучивать с вами песню, которая называется «Мама». Послушайте ее. ВХР трудности | Методы и приемы | 1. Повторение мелодии от разных звуков(секвенция). 2. Восходящее и нисходящее движение мелодии. 3. Плавное соединение звуков.(легато) 4. Низкая тесситура пения | 1. Звуковысотный показ 2. Звуковысотный показ, дирижерский жест. 3. Дирижерский жест. 4. Звуковысотный показ. | - Ребята, с каким балетом мы сегодня познакомились? - Кто его написал? - С какой оперой сказкой мы познакомились? - А чему нас учит эта опера сказка? - А кто автор сюжета этой оперы? - А у Пушкина только эта сказка учит нас морали и нравственности? - Верно, молодцы! А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке. На экране вы можете увидеть критерии оценивания, т.е. оценки вашей работы на уроке. Если вы внимательно слушали музыку, хорошо пели, и отвечали на вопросы — ставите себе «5». Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда «4». Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — это «3». | - Масленица - Люди веселятся, поют, танцуют, скоморохи веселят людей представлениями. - Ярмарка. - Нет. - Весело, задорно, празднично. Наверное, можно услышать звуки шарманки, шум толпы. - Она совпадает с тем, что мы предположили. - Общее то, что и в музыке и на картине изображена шумная толпа, можно услышать звон колокольчиков на санях, также изображена сцена, где толпа наблюдает представление. - Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек. - Добро, зло, щедрость, жадность, ложь, взаимопомощь. Дети слушают музыку. - Добрый - Это слышно в музыке, и он предупреждает людей об опасности. - Нет, нельзя. Он глупый. - Плохой, нельзя убивать человека. Дети слушают музыку - Музыка немного величественная, он высокомерен, восхваляет себя, он ленивый, не хочет сражаться. - Плохо. - 8 марта - С балетом «Петрушка». - И.Ф. Стравинский - «Золотой петушок». - Нравственности, нравственным ценностям. - А.С. Пушкин. - Нет, этому учат все его сказочные произведения. | И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка». Картина 1. И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка». Картина 1. П.И. Чайковский7Концерта № 1 для фортепиано с оркестром (часть 1) Н.А. Римский-Корсаков Опера «Золотой петушок» (Тема Золотого петушка) Н.А. Римский-Корсаков Опера «Золотой петушок» (Тема царя Дадона) Физминутка «Мама» ( ) | Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П (структурирование знаний — общеучебные действия) П (изучение нового музыкального материала)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П(структурирование знаний) К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) |