СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки»

Гырдымова Анна, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема полугодия: «В музыкальном театре»

Тема урока: «Балет «Петрушка»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Образовательная цель: познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Метапредметные: мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мама» ().

Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «» (), аудиозапись произведений 1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), , фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона), ноты песни «Мама» (), фортепиано.







Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

-Здравствуйте ребята, как всегда начинаем наш урок с музыкального приветствия. («Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте!»)

- Присаживайтесь.

Дети встают со своих мест.



Дети садятся.



2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минут)













3.Изучение нового материала (6 мин)









4. Организация слушательской деятельности. (20 мин)



























5.Организация исполнительской деятельности.(5 мин)









































6. Рефлексия.(2 мин)

- Ребята, через месяц у нас наступит весна. А какой народные праздник ожидает нас впереди?

- Верно. А что обычно происходит на масленичных гуляньях?

- А как это можно назвать одним словом? Ведь еще представляют свои поделки, изделия, приготовленные пироги.

- Молодцы. А как вы думаете, была Масленица праздником, если бы не было ярмарки?

- Вот и русский композитор Игорь Федорович Стравинский считал также. В начале 20 века он сочинил балет «Петрушка», по-другому композитор называл этот балет «Потешные сцены». Состоит этот балет из 4 сцен или картин.

- Представьте такую картину: народное гулянье на Масленице, балаганный дед потешает толпу. Тут же появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Внимание толпы привлекают два барабанщика, из театра выходит старый фокусник, который играет на флейте. Занавес поднимается и толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. К удивлению толпы все они дружно пускаются в пляс. Как вы думаете, как должна звучать музыка?

- Вы все сказали правильно. Сейчас мы с вами прослушаем первую картину этого, а вы мне скажете, похожа ли эта музыка на ту, что вы предположили?

- Итак, что вы можете сказать об этой музыке?

- Посмотрите на экран, на нем вы видите картину Б. Кустодиева «Балаганы». Сейчас во время второго прослушивания вы, глядя на картину, попробуйте понять, что общего у нее с музыкой Стравинского.

- Музыка закончилась, и кто же мне скажет, что общего у музыки и картины Кустодиева?

- Молодцы, все верно. Стравинский и Кустодиев очень хорошо изобразили ярмарочное гулянье, которое происходит на каждой Масленице. Когда идешь по ярмарочным рядам, можно увидеть и корзины плетеные, и сладости, среди которых пряники, сушки, даже петушки есть. А вот и Золотой петушок, который хочет рассказать одну историю про царя Додона. Это история о нравственных ценностях, про которые забыл царь. А вот вы знаете что такое нравственные ценности или что такое нравственность?

- Правильно. А что относится к нравственным ценностям?

- Молодцы. У велики русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова есть опера «Золотой петушок», написанная на сюжет сказки А.С. Пушкина. Начинается она со слов одного из героев оперы — Звездочета:

«Здесь пред вами старой сказки

Оживут смешные маски,

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок»

- Последние две строчки — мораль, которой сказка Пушкина завершается, опера же ими начинается. Эта опера о Золотом волшебном петушке, которого Звездочет дарит царю Дадону, взамен на любое его желание. В опере рассказывается о том, как Шемаханская царица обманом завоевала царство Дадона, убив его сыновей и войско. Как только они прибывают во дворец, появляется Звездочет и просит исполнить его желание, в качестве платы за Золотого петушка, волшебная сила которого в том, что как только приближается опасность он возвещает: «Кири-ку-ку! Берегись будь на чеку!», а если же все спокойно: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». Сейчас мы прослушаем Тему Золотого петушка, а вы внимательно послушайте и скажите, этот персонаж злой или добрый?

- Итак, какой же у нас Петушок?

- А почему вы так решили?

- Верно, то, что он предупреждает всех, можно отнести к нравственным ценностям, ведь ему не все равно, что станет с народом.

- А что на счет царя Дадона? Можно ли его назвать умным человеком, если Царица обманом смогла завоевать его царство и обмануть его?

- Вы правы. И когда Звездочет просит в качестве оплаты за Петушка Шемаханскую царицу, Дадон его убивает. Это хороший поступок или плохой?

- Молодцы. Совершив такой поступок он становится ничем не лучше Царицы, убившей его сыновей. Сейчас мы с вами прослушаем Тему царя Дадона, а вы мне скажете, как в музыке отражен его характер?

- Вот закончилась музыка. Что вы можете сказать о характере царя?

- Верно, в этом фрагменте звучат следующие слова: «И покой от ратных дел, хотел себе устроить...».

- Скажите-ка мне, ребята, а лень и высокомерие это хорошо или плохо?

- Верно. Следует сказать, что как и сказка «Золотой петушок», так и все произведения А.С. Пушкина связаны с нравственными ценностями, его сказки учат нас что такое добро и что такое зло.

- Конечно же, вы все засиделись, поэтому предлагаю провести физминутку. Встаем на ноги и повторяем за мной.

- Так как через совсем скоро у нас с вами весна, а это значит, что приближается главный праздник. Какой?

- Верно, и сейчас самое время начать подготовку к нему, поэтому сегодня мы начнем разучивать с вами песню, которая называется «Мама». Послушайте ее.

ВХР трудности

Методы и приемы

1. Повторение мелодии от разных звуков(секвенция).

2. Восходящее и нисходящее движение мелодии.

3. Плавное соединение звуков.(легато)

4. Низкая тесситура пения

1. Звуковысотный показ


2. Звуковысотный показ, дирижерский жест.

3. Дирижерский жест.


4. Звуковысотный показ.

- Ребята, с каким балетом мы сегодня познакомились?

- Кто его написал?

- С какой оперой сказкой мы познакомились?

- А чему нас учит эта опера сказка?

- А кто автор сюжета этой оперы?

- А у Пушкина только эта сказка учит нас морали и нравственности?

- Верно, молодцы! А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке. На экране вы можете увидеть критерии оценивания, т.е. оценки вашей работы на уроке. Если вы внимательно слушали музыку, хорошо пели, и отвечали на вопросы — ставите себе «5». Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда «4». Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — это «3».

- Масленица

- Люди веселятся, поют, танцуют, скоморохи веселят людей представлениями.

- Ярмарка.

- Нет.









- Весело, задорно, празднично. Наверное, можно услышать звуки шарманки, шум толпы.



- Она совпадает с тем, что мы предположили.

- Общее то, что и в музыке и на картине изображена шумная толпа, можно услышать звон колокольчиков на санях, также изображена сцена, где толпа наблюдает представление.

- Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек.

- Добро, зло, щедрость, жадность, ложь, взаимопомощь.

















Дети слушают музыку.

- Добрый

- Это слышно в музыке, и он предупреждает людей об опасности.

- Нет, нельзя. Он глупый.



- Плохой, нельзя убивать человека.



Дети слушают музыку



- Музыка немного величественная, он высокомерен, восхваляет себя, он ленивый, не хочет сражаться.

- Плохо.









- 8 марта































- С балетом «Петрушка».

- И.Ф. Стравинский

- «Золотой петушок».

- Нравственности, нравственным ценностям.

- А.С. Пушкин.

- Нет, этому учат все его сказочные произведения.































И.Ф. Стравинский

Балет «Петрушка». Картина 1.





И.Ф. Стравинский

Балет «Петрушка». Картина 1.















П.И. Чайковский7Концерта № 1 для фортепиано с оркестром (часть 1)























Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Золотой петушок» (Тема Золотого петушка)













Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Золотой петушок»

(Тема царя Дадона)











Физминутка

















«Мама» ( )











Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)









П (структурирование знаний — общеучебные действия)



П (изучение нового музыкального материала)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)











К ( планирование учебного сотрудничества с учителем)







П(структурирование знаний)











К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!