Урок музыки в 4 классе (II четверть) на тему:
"Не ручей – море имя ему".
Тип урока: Комбинированный.
ХПИ:
Цели урока: дать представление о содержательных особенностях композиторского творчества И.С. Баха; развивать эстетический вкус, эстетические чувства учащихся; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, музыке народов мира.
Задачи:
Показать место и роль органа в музыке И.С. Баха.
Учить выявлять характерные свойства музыки композитора.
Познакомить с органными произведениями, жанром токката.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Определять форму музыкального произведения.
Продолжить работу над технологией «синквейн».
Оформление:
Мультимедийная презентация к уроку. (Приложение 1).
Ход урока.
1.Организационный (этап мотивации).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в очередной раз предстоит отправиться в путешествие, Скажите, а в чем особенность нашего путешествия и почему мы отправляемся с вами в него каждый урок в этом учебном году?
Дети: Это музыкальное путешествие. Так же звучит и тема года в 4 классе.
Учитель: Давайте вспомним, где мы уже с вами побывали и с музыкальной культурой каких стран мы уже познакомились?
Дети: Украина, Белоруссия, Польша, страны Востока, Россия, Италия…
Учитель: Сегодняшний урок – это не только путешествие в музыку других народов мира, но и путешествие в другую эпоху. Я предлагаю начать путешествие с песни.
Вокально-хоровая работа.
Исполнение песни: Й. Гайдн, рус. текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой с детства.
Постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Учитель: А как вы думаете, нужно ли дружить с музыкой? Что нам дает эта дружба? С чем сравнивается музыка в песне?
Дети: Ответы детей («жить нам на свете просто чудесно», «постигаем тайны», «музыка – это замок хрустальный, … солнечный луч», «музыка дарит нам свое волшебство»).
Учитель: Кто с такой любовью и почитанием написал о музыке?
Дети: Йозеф Гайдн.
Учитель: Что вы знаете о Й. Гайдне.
Дети: Это композитор - венский классик.
Учитель: Кто такие «венские классики»? Почему их так назвали?
Ответы детей.
Учитель: О творчестве венских классиков можно говорить очень много, но наше путешествие длится всего лишь урок, поэтому мы с вами на прошлых занятиях пытались кратко выразить свои впечатления в синквейнах. Давайте вспомним, что такое синквейн, по каким правилам он пишется. (Приложение 2).
Учащиеся зачитывают синквейны о Й. Гайдне, В. А. Моцарте, Л. Бетховене. После каждого зачитанного пятистишья звучит фрагмент произведения композитора и демонстрируется портрет, размещенный на слайдах презентации.
Учитель: Говоря о венских классиках, о каком времени мы говорим?
Дети: Середина 18 – середина 19 веков.
Учитель: Наше сегодняшнее музыкальное путешествие – это Германия
конца 17 – середины 18 веков. И нам предстоит знакомство с творчеством великого немецкого композитора И.С. Баха. Вы, наверное, удивлены, почему мы вдруг сделали скачок в прошлое. Я думаю, вы сами ответите на этот вопрос в конце нашего путешествия.
Изучение нового материала, в том числе и объяснение.
Учитель: Итак, Иоганн Себастьян Бах. Давайте посмотрим, что рассказывает о нем наш «путеводитель» - учебник.
Учебник: 4 класс 1 часть – стр. 62-65.
Учитель: А также нам поможет видео-экскурсия – рассказ о творчестве композитора. Вопрос, на который вы должны будете ответить после просмотра:
Особенности композиторского и исполнительского творчества И.С. Баха.
Просмотр видеофрагмента.
Дети: Отвечают на поставленный вопрос. (Великий немецкий композитор, свыше 1000 произведений…)
Учитель: С каким музыкальным инструментом связано творчество И.С. Баха?
Дети: Это также великий органист, импровизатор. (Беседа об органе – короле музыкальных инструментов).
Учитель: Бах творил за органом в соборах, обратите внимание на репродукции картин в учебнике, разве можно написать в такой обстановке негениальную, невеликую музыку?
Учитель: Итак, пришло время услышать знаменитую Токкату для органа ре минор, написанную Бахом . Узнаем, что такое токката. (Учебник с. 64).
Дети: Токката – это виртуозная пьеса для клавишного инструмента.
Учитель: Учебник стр. 65, вопрос 3.
Дети: Каков характер органной токкаты ре минор И.С. Баха?
Учитель: Итак, музыка.
Восприятие музыкального фрагмента.
После прослушивания дети делятся впечатлениями, выявляя отличительные черты музыка Баха – мощность, гениальность, драматизм, виртуозность.
Учитель: Как вы думаете, популярна ли сейчас музыка композитора, исполняют ли ее? (Ответы детей).
Учитель: Предлагаю вам посмотреть концертный номер. Узнаете ли вы музыкальное произведение?
Видеофрагмент лазерного шоу на музыку токкаты ре минор.
Учитель: Что подчеркнули современные технологии?
Дети: Величественность музыки Баха, ее мощь, огромную драматическую силу.
Обобщение. Подведение итогов.
Учитель: Наш путеводитель – учебник задает вопрос (с.65 – в. 4, дети зачитывают):
Слово «бах» по-немецки значит «ручей». В связи с этим интересно высказывание Л. Бетховена о Бахе: «Не ручей – море ему имя». Подумай, какой смысл заключен в приведенном сравнении.
Дети: рассуждают над вопросом.
Учитель: Наше музыкальное путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам выразить свои впечатления от увиденного и услышанного в синквейне. Каждый из вас – поэт, помните об этом!
(Напоминаются правила построения синквейна. Если дети затрудняются - составляется коллективно.)
Пример.
Бах.
Гениальный, ослепший.
Сочинял, импровизировал, воспитывал.
«Не ручей – море имя ему».
Токката.
Учитель: Почему же мы в нашем музыкальном путешествии сделали скачок во времени?
Дети: Зная творчество венских классиков, мы можем понять, что венские классики учились на творчестве И.С. Баха и подражали его мастерству.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы еще не раз встретимся с великолепной музыкой Баха, особенно в 6 классе при изучении полифонии.
Определение домашнего задания (инструктаж по его выполнению):
1. Рабочая тетрадь на печатной основе – с. 36. Вам нужно будет вспомнить наше музыкальное путешествие, своеобразие музыки И.С. Баха и поразмышлять на эту тему в тетради.
Рефлексия (оценка, самооценка).
Дети сами оценивают свою работу на уроке.
Оценка учителя.
Учитель: До свидания, ребята! На следующем уроке нам предстоит путешествовать в Норвегию вместе с замечательной музыкой Эдварда Грига. Всего доброго! До новых путешествий!