Тема урока: «Музыка изображает» - 2 класс
Художественное название урока: «Образы снежинок в музыке»
Цель: Ознакомить детей с возможностями музыки рассказывать, изображать, передавать движения.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить с творчеством русского композитора П.И. Чайковского. Научить определять настроение музыкального произведения при помощи выразительных характеристик. Научить выражать словесно и изображать в движении содержание и характер музыки.
Развивающие: Развивать музыкальные и творческие способности учащихся, ассоциативно-образное мышление, память, вокально-хоровые навыки.
Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке.
Оборудование: Фортепиано, телевизор, магнитофон, музыкальный и нотный материал, портрет русского композитора П.И.Чайковского, снежинки настроений, иллюстрационный материал.
Музыкальный материал: Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка», «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», видеофрагмент «Вальса снежных хлопьев», песня Г.Гладкова «Снежинки».
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.
Форма проведения: Урок-путешествие.
Эпиграф к урок: Послушай музыку вокруг, Она везде, самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук…
М.Ивенсен
Ход урока:
1.Организационный момент: Музыкальное приветствие по методу ХПД.
2.Мотивация учебной деятельности:
Стихотворение А. Бочарова «Нам расскажет музыка обо всём на свете».
Учитель: Музыка сопровождает человека в радости и в горе, в работе и когда человек отдыхает. Музыка – везде.
-Ребята, а разве умеет музыка «разговаривать», тем более «рассказывать» без слов? (ответы детей)
Учитель: Правильно, ребята! Музыка – это искусство звуков, и рассказывает она музыкальными звуками. Музыка может без слов выражать настроения, чувства, характер человека. Музыка может изображать разнообразные звуки, шум, явления природы.
О чём именно нам будет рассказывать музыка сегодня на уроке, вы узнаете, просмотре и прослушав видеоролик песни.
( Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка»).
Учитель: - Ребята о чём нам рассказала музыка? (ответы детей)
Нанесённые сугробы,
Занесённые дома, Это значит, наступила Настоящая зима.
3. Объявление темы, цели и эпиграфа урока, слово учителя по теме:
- Ребята, а какие изменения в природе происходят зимой?
(Учитель обращает внимание детей на доску, к иллюстрациям ответы детей)
Давайте вспомним, как лютует и сердится зима.
Игра-импровизация «Зимой»:
- Дует ветер (дети качают руками, наклонившись в стороны и в перёд). -
-Поднялась метель (круговые вращения руками).
- Хаотично летит снег (Растопырив пальцы, приседают на разной высоте).
- Деревья гнуться от ветра (наклоны, вращение туловища).
- Щипает мороз за щёчки (пальцами щипают себя за щёчки).
-Мёрзнут звери и птицы (имитируют холод).
Учитель: Пришла зима. Выпал снег и покрыл всё вокруг: посыпал землю, припушил деревья. Мороз разукрасил окна домов красивыми узорами. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки.
-Ребята, а вы хотите поиграть в снежки?
(Пальчиковая гимнастика «Играем в снежки»
Учитель: - А вы знаете, что снег состоит из множества снежинок?
Создание игровой ситуации, загадка о снежинках:
Сыплет беленький снежок
На полянку, на лужок. Всё вокруг белым-бело,
Столько снегу намело!
Эти белые пушинки
Называются….(снежинки)
Учитель: Ребята, посмотрите, к нам прилетели разноцветные снежинки: весёлые, добрые, сердитые, праздничные. Они принесли нам музыку о зиме.
(На доске прикреплены снежинки настроений)
- Сегодня , мы познакомимся с музыкой композитора, который вам уже знаком, его фамилия начинается с названия горячего напитка?
П.И. Чайковский – великий русский композитор, он очень любил детей. Он написал балет-сказку «Щелкунчик» о праздновании детьми новогоднего праздника и о приключениях волшебного Щелкунчика. Музыка в балете-сказке изображает Щелкунчика, детей, злого мышиного короля, сказочную фею конфет – Фею Драже, вальс снежных хлопьев и вальс цветов.
А сейчас внимательно прослушайте один из музыкальных фрагментов балета «Щелкунчик» и скажите, кого изобразил композитор? Какие картины увидели вы в своём воображении?
4. Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Беседа с детьми:
-Так кого же нам изобразила музыка?
- О чём рассказала нам музыка?
- Как бы вы назвали это музыкальное произведение, если бы вы были композиторами? (ответы детей)
Учитель: Музыка нам рассказала о снежинках. Называется это музыкальное произведение «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», а ещё его называют «Танец снежинок».
Ребята, вспомните, что такое балет? (ответы детей)
Балет – это музыкальное произведение, написанное для театра, это музыкальный спектакль, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений.
Мы сейчас посмотри видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев». Просмотрите внимательно, прослушайте и скажите, кто исполняет музыку? Какой характер и настроение музыки? Какие чувства передаёт нам музыка снежинок?
5. Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Беседа с детьми:
Учитель: - Какой оркестр помог композитору рассказать о снежных хлопьях, музыке снежинок (духовой, симфонический, или оркестр народных инструментов)?
- Какую снежинку настроения мы выберем? (ответы детей)
- Вам известно, ребята, что не существует одинаковых снежинок. Они как звуки музыки движутся то вверх, то вниз, то кружатся, то замирают. Давайте представим себя снежинками, передайте характер музыки в движении.
(Метод пластического интонирования)
- Снежинок, ребята очень много, наверное столько, сколько музыки и песен.
Прослушайте песню Г.Гладкова «Снежинки». Какая из снежинок принесла музыку этой песни?
Знакомство с песней, ответы детей.
7. Хоровое исполнение: Попевка, исполнение песни Г.Гладкова на слова Ю.Энтина «Снежинки».
8. Итог урока: - В какое время года мы свами путешествовали сегодня на уроке?
Мы побывали в царстве снежинок, слушали музыку, пели песню, попробовали себя в образе снежинок.
-Какой композитор рассказал нам музыкой о снежинках?
- Как называется фрагмент музыки из балета «Щелкунчик», с которой мы знакомились?
- Какой вид оркестра помог композитору рассказать о снежных хлопьях?
-Что изображает музыка?
Оценивание учащихся. Дети под музыку выходят из класса.