Технологическая карта урока
Тема урока: Отдел Моховидные. Общая характеристика.
Класс: 6
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: Обеспечить усвоение знаний о строении ,размножении ,развитии и значении Моховидных,. Закреплении следующих основных понятий: жизненный цикл, спорофит, гаметофит ,гамета, спора, оплодотворение, зигота.
развивающие: Развивать умение работать с дополнительной литературой , натуральными объектами.
воспитывающие: воспитывать таких нравственных качеств как чувство долга и ответственности за других людей , ответственное отношение к своей работе , формировать учащихся ценностное отношение к природе.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные : знать особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей
зеленых и сфагновых мхов, признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями
Метапредметные :
регулятивные : Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные : Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Познавательные :
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Используемая технология: обучение в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация ,рабочие листы, приложение №1
Оборудование: мультимедийный проектор, 1 ноутбук для учителя, презентация, гербарий ( сфагнум, кукушкин лен), микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекло, вода, пинцет.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Учитель: С каким отделом мы познакомились на прошлых уроках ? Почему их относят к низшим растениям? | Отвечают на вопросы | Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Ребятам предлагается отгадать загадку и прослушать аудиозапись: «Не проедешь, не пройдешь — Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой.» | Обсуждение и высказывание собственной точки зрения | Личностные УУД: смыслообразование Познавательные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Учитель : Сформулируйте и запишите тему урока в тетрадях. Давайте сформулируем цель и задачи по нашей теме, с которыми мы будем работать в дальнейшем на уроке. | Отвечают на вопросы, определяют цель, составляют задачи, делают записи. | Регулятивные УУД: умение планировать работу |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель: Кто из вас, ребята , бывал на болотистой местности? Какие условия благоприятны для произрастания мхов ? Да, мхи растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды которые несмотря на любовь к воде могут переживать длительные засухи. Мы рассмотрели места обитания мхов , но какое же они занимают систематическое положение? Определяют систематическое положение у доски и фиксируют в рабочих листах. | Слушают , работают в тетрадях и со слайдом презентации, работа у доски. | Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения владеть смысловым чтением. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Далее кратко рассказывается о классах отдела мхов (печеночники, листостебельные мхи) Учащиеся делятся на две группы. Одна группа изучает строение мха кукушкин лён по инструкционной карточке в рабочих листах, пользуясь рисунком 112 учебника на стр 114. Вторая группа изучает строение мха сфагнума по инструкционной карточке в рабочих листах, пользуясь учебником на стр 115 рисунок 113. Результаты заносятся в рабочие листы .Затем кто-то из групп отчитывается о проделанной работе. Учитель обращает внимание на особенности внутреннего строения сфагнума. Учитель : Мхи обладают простой внутренней организацией. В их теле можно обнаружить основную ткань , содержащую хлоропласты, проводящие ,механические и покровные ткани –слабо выражены. Физкульминутка : Хочешь быть здоров всегда Повторяй за мной тогда. Потянулись все вперед, Разминаем пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Молодцы все девочки и мальчики. Теперь наклоны головой, Из стороны в сторону. Поживее, не ленитесь, И будет все здорово. Вращения плечами начинай, Чтоб прогнать усталость. И не посетить тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да! Далее в связи со сложностью материала учитель объясняет особенности размножения мхов. «В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её. Что образуется после слияния половых гамет? (зигота) Из зиготы развивается особый орган- Коробочка (спорофит), в ней формируются споры. (учащиеся формулируют определение понятия «Спорофит» и записывают в рабочие листы). Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги.(учащиеся формулируют определение понятия «Протонема» и записывают в рабочие листы). Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, по этому их называют двудомными.(учащиеся формулируют определение понятия «Гаметофит» и записывают в рабочих листах). Учащиеся, пользуясь схемой «Жизненный цикл мха», назовите органы в которых формируются сперматозоиды и яйцеклетки,(Антеридии и архегонии) сформулируйте определения и запишите в рабочих листах. Затем ребята, работая с видео и с учебником заносят данные в таблицу в рабочих листах . «значение мхов» | Работают в парах ,выполняют лабораторную работу, заполняют рабочие листки, слушают учителя. | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах |
этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Учитель : разминка для глаз. Далее учащиеся работают с текстом в инструкционных картах. | Работают с заданиями. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель: Почему мхи являются высшими споровыми растениями? | Те кто справились с предыдущими заданиями, делают следующее задание , остальные заканчивают задания базового уровня. | Личностные: осуществление личностного выбора. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения. Познавательные: Формулирование ответов, поиск существенной информации |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее задание : параграф 21, составить кроссворд по теме урока (10 вопросов), желающим подготовить сообщение на тему «Образование и применение торфа» | Задают вопросы, уточняют задания | Коммуникативные: понимание речи других людей, формирование устной речи. Регулятивные: ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | – Вот и подошёл к концу урок биологии. Учитель : я попрошу вас выполнить небольшое задание. Выполните задание синквейна. 1-я строка – название синквейна – 2-я строка – два прилагательных – 3-я строка – три глагола – 4-я строка – фраза на тему синквейна – 5-я строка – существительное – | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
Приложение :
Рабочий лист
Тема:___________________________________________________________________________________________________
Цель:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Систематическое положение мхов.
Царство:______________________________________________________
Отдел : _________________________________________________________
Класс : _________________________________________________________
Подкласс: _______________________________________________________
Вид : _________________________________________________________
Подкласс: _______________________________________________________
Вид : _________________________________________________________
Царство:______________________________________________________
Отдел : _________________________________________________________
Класс : _________________________________________________________
Подкласс: _______________________________________________________
Вид : ___________________________________________________________
Лабораторная работа «Внешнее строение моховидных растений»
Цель: изучить внешнее строение моховидных.
Задачи:
1.Ознакомиться с внешним видом моховидных
2. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.
Оборудование:
1. Гербарий сфагнума, кукушкина льна
2. приложение № 1
3. УМК Пономарева И.Н., Корнилова, О.А., Кучменко В.С. Биология.6 класс — М. Вентана-Граф, 2017.
Ход работы.
1. Рассмотрите растения
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья, коробочку на ножке, колпачок, ризоиды пользуясь рисунком 113 в учебнике на стр 114.
Оформление результатов:
Подписать органы растения на рисунке.
Ход работы.
1. Рассмотрите растения
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья, коробочку, опираясь на приложение № 1
Оформление результатов:
Подписать органы растения на рисунке.
Внутреннее строение сфагнума
Запишите определения:
Гаметофит_________________________________________________________
Архегоний-________________________________________________________
Антеридий-________________________________________________________
________________
Спорофит -_________________________________________________________
________________
________________
Протонема-________________________________________________________
Прочитай в учебнике значение мхов и заполни таблицу:
Положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.
Положительное | Отрицательное |
_________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ |
Прочитайте текст, заполните пропуски:
Мхи -обширная группа растений. Наука, изучающая мхи, называется………….... Среди моховидных различают две обширные группы ……………………. и ………………….... мхи. Один из наиболее известных листостебельных зеленых мхов является ……………… …………….. Многолетнее растение, максимальная высота которого может достигать 17 см. В размножении идет чередование полового и ……………….. поколения. Растения на которых образуются мужские и женские половые клетки называется …………………, а растение в которых образуются споры, называют ……………….
Сфагновые мхи имеют огромное значение в удержании ……………. в своем организме, но также это оказывает отрицательное влияние приводя к ………………… почвы.
Ключевые слова: печеночники, архегонии, влаги, листостебельные, бриология, бесполого, кукушкин лён, антеридии, заболачиванию.
За каждое верное слово дается 1 балл, максимальная сумма – 9 баллов
8-9 баллов- «5» - учёный- исследователь.
6-7 баллов- 4»- учёный- практик
5 баллов- «3» -учёный- теоретик
Выполните задание синквейна.
1-я строка – название синквейна –___________________________________
2-я строка – два прилагательных –____________________________________
3-я строка – три глагола –___________________________________________
4-я строка – фраза на тему синквейна – _______________________________
__________________________________________________________________
5-я строка – существительное – ______________________________________
Приложение № 1
Это споровый многолетний род мха, который обитает в верховых и переходных болотах, образуя верховой торф до 1 см в год. Сфагновый мох имеет важное экономическое и экологическое значение. Ценятся его антисептические свойства, способность удерживать влагу и делать почву более рыхлой.
Мох сфагнум также часто называют торфяным мхом.
Мхи -обширная группа растений. Наука, изучающая мхи, называется бриология. Среди моховидных различают две обширные группы печеночники и листостебельные мхи. Один из наиболее известных листостебельных зеленых мхов является кукушкин лен Многолетнее растение, максимальная высота которого может достигать 17 см. В размножении идет чередование полового и бесполого поколения. Растения на которых образуются мужские и женские половые клетки называется гаметофит, а растение в которых образуются споры, называют спорофит
Сфагновые мхи имеют огромное значение в удержании влаги (воды) в своем организме, но также это оказывает отрицательное влияние приводя к заболачиванию почвы.
Рефлексия- пример заполнения.
1-я строка – название синквейна – мхи
2-я строка – два прилагательных – зеленые,автотрофные
3-я строка – три глагола – растут, размножаются, поселяются
4-я строка – фраза на тему синквейна – мхи– самые примитивные,
наиболее просто устроенные высшие растения
5-я строка – существительное – организм