СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Мхи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Мхи"»


Технологическая карта урока

Тема урока: Отдел Моховидные. Общая характеристика.

Класс: 6

Тип урока: урок открытия новых знаний

 Цели по содержанию:

обучающие: Обеспечить усвоение знаний о строении ,размножении ,развитии и значении Моховидных,. Закреплении следующих основных понятий: жизненный цикл, спорофит, гаметофит ,гамета, спора, оплодотворение, зигота.

развивающие: Развивать умение работать с дополнительной литературой , натуральными объектами.

воспитывающие:   воспитывать таких нравственных качеств как чувство долга и ответственности за других людей , ответственное отношение к своей работе , формировать учащихся  ценностное отношение к природе

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные : знать особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей

зеленых и сфагновых мхов,  признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями

Метапредметные :

регулятивные : Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные : Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные : 

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация ,рабочие листы, приложение №1

Оборудование: мультимедийный проектор, 1 ноутбук для учителя, презентация, гербарий ( сфагнум, кукушкин лен), микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекло, вода, пинцет.

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.


Учитель: С каким отделом мы познакомились на прошлых уроках ? Почему их относят к низшим растениям?



Отвечают на вопросы

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Ребятам предлагается отгадать загадку и прослушать аудиозапись: «Не проедешь,
не пройдешь
— Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.»

Обсуждение

и

высказывание

собственной точки зрения

Личностные УУД: смыслообразование

Познавательные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Учитель : Сформулируйте и запишите тему урока в тетрадях.

Давайте сформулируем цель и задачи по нашей теме, с которыми мы будем работать в дальнейшем на уроке.

Отвечают на  вопросы, определяют цель, составляют задачи, делают записи.

Регулятивные УУД: умение планировать работу


этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Учитель: Кто из вас, ребята , бывал на болотистой местности? Какие условия  благоприятны для произрастания мхов ? Да, мхи растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных стенах пещер, но существуют и такие виды которые несмотря на любовь к воде могут переживать длительные засухи. Мы рассмотрели места обитания мхов , но какое же они занимают систематическое положение? Определяют систематическое положение у доски и фиксируют в рабочих листах.


Слушают , работают в тетрадях и со слайдом презентации, работа у доски.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.


этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Далее кратко рассказывается о классах отдела мхов (печеночники, листостебельные мхи)

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа изучает строение мха кукушкин лён по инструкционной  карточке в рабочих листах, пользуясь рисунком 112 учебника на стр 114.

Вторая  группа  изучает строение мха сфагнума по инструкционной  карточке в рабочих листах, пользуясь учебником на стр 115 рисунок 113. Результаты заносятся в рабочие листы .Затем кто-то из групп отчитывается о проделанной  работе. Учитель обращает внимание на особенности внутреннего строения сфагнума.

Учитель : Мхи обладают простой внутренней организацией. В их теле можно обнаружить основную ткань , содержащую хлоропласты, проводящие ,механические и покровные ткани –слабо выражены.

Физкульминутка :

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!

Далее в связи со сложностью материала учитель объясняет особенности размножения мхов.

«В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

Что образуется после слияния половых гамет? (зигота)

Из зиготы развивается особый органКоробочка (спорофит), в ней формируются споры. (учащиеся формулируют определение понятия «Спорофит» и записывают в рабочие листы).

Из споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема – на ней появляются зеленые, облиственные побеги.(учащиеся формулируют определение понятия «Протонема» и записывают в рабочие листы). Растение, развившееся из споры, называется гаметофит, так как в его верхней части в специальных органах образуются половые гаметы. Мужские и женские гаметы образуются на разных растениях, по этому их называют двудомными.(учащиеся формулируют определение понятия «Гаметофит» и записывают в рабочих листах). Учащиеся, пользуясь схемой «Жизненный цикл мха», назовите органы в которых формируются сперматозоиды и яйцеклетки,(Антеридии и архегонии) сформулируйте определения и запишите в рабочих листах.

Затем ребята, работая с видео и с учебником заносят данные в таблицу в рабочих листах . «значение мхов»

Работают в парах ,выполняют лабораторную работу,  заполняют рабочие листки, слушают учителя.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах

этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Учитель : разминка для глаз.

Далее учащиеся работают с текстом в инструкционных картах.

Работают с заданиями.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное


этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель:  Почему мхи являются высшими споровыми растениями?

Те кто справились с предыдущими  заданиями, делают следующее задание  , остальные заканчивают задания базового  уровня.

Личностные: осуществление  личностного выбора. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.

Познавательные: Формулирование ответов, поиск существенной информации

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание : параграф 21, составить  кроссворд по  теме урока (10 вопросов), желающим подготовить  сообщение на тему

«Образование и применение торфа»

Задают вопросы, уточняют задания

Коммуникативные: понимание речи других людей, формирование устной речи.

Регулятивные: ставят и формулируют для себя новые  задачи в учёбе и познавательной

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

– Вот и подошёл к концу урок биологии.

Учитель : я попрошу вас выполнить небольшое задание.

Выполните задание синквейна.

1-я строка – название синквейна –
2-я строка – два прилагательных –
3-я строка – три глагола –
4-я строка – фраза на тему синквейна –
5-я строка – существительное –

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке












Приложение :

Рабочий  лист

Тема:___________________________________________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Систематическое положение мхов.

  1. Царство:______________________________________________________

Отдел :  _________________________________________________________

Класс :   _________________________________________________________

Подкласс: _______________________________________________________

Вид :      _________________________________________________________

Подкласс: _______________________________________________________

Вид :      _________________________________________________________

  1. Царство:______________________________________________________

Отдел :  _________________________________________________________

Класс :   _________________________________________________________

Подкласс: _______________________________________________________

 Вид : ___________________________________________________________

Лабораторная работа «Внешнее строение моховидных растений»

Цель: изучить внешнее строение моховидных.

Задачи:

1.Ознакомиться с внешним видом моховидных

 2. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

Оборудование:

1. Гербарий сфагнума, кукушкина льна

2. приложение № 1

3. УМК Пономарева И.Н., Корнилова, О.А.,  Кучменко В.С. Биология.6 класс — М. Вентана-Граф, 2017.

Ход работы.

1. Рассмотрите растения

2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья, коробочку на ножке, колпачок, ризоиды пользуясь рисунком 113 в учебнике на стр 114.

Оформление результатов:

  1. Подписать органы растения на рисунке.





Ход работы.

1. Рассмотрите растения

2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья, коробочку, опираясь на приложение № 1

Оформление результатов:

  1. Подписать органы растения на рисунке.

 



Внутреннее строение сфагнума









 

 


Запишите определения:

  1. Гаметофит_________________________________________________________


  1. Архегоний-________________________________________________________


  1. Антеридий-________________________________________________________


  1. ________________


  1. Спорофит -_________________________________________________________


  1. ________________


  1. ________________


  1. Протонема-________________________________________________________


 


Прочитай в учебнике значение мхов и заполни таблицу:

Положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.

Положительное

Отрицательное


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________


  1. _________________________

 

 

 

 

 


Прочитайте текст, заполните пропуски:

Мхи -обширная группа растений. Наука, изучающая мхи, называется………….... Среди моховидных различают две обширные группы ……………………. и ………………….... мхи. Один из наиболее известных листостебельных зеленых мхов является ……………… …………….. Многолетнее растение, максимальная высота которого может достигать 17 см. В размножении идет чередование полового и ……………….. поколения. Растения на которых образуются мужские и женские половые клетки называется …………………, а растение в которых образуются споры, называют ……………….

Сфагновые мхи имеют огромное значение в удержании ……………. в своем организме, но также это оказывает отрицательное влияние приводя к ………………… почвы.


Ключевые слова: печеночники, архегонии, влаги, листостебельные, бриология, бесполого, кукушкин лён, антеридии, заболачиванию.



За каждое верное слово дается 1 балл, максимальная сумма – 9 баллов

8-9 баллов- «5» - учёный- исследователь.

6-7 баллов- 4»- учёный- практик

5 баллов- «3» -учёный- теоретик




Выполните задание синквейна.

1-я строка – название синквейна –___________________________________

2-я строка – два прилагательных –____________________________________

3-я строка – три глагола –___________________________________________

4-я строка – фраза на тему синквейна – _______________________________

__________________________________________________________________

5-я строка – существительное – ______________________________________









Приложение № 1

Это споровый многолетний род мха, который обитает в верховых и переходных болотах, образуя верховой торф до 1 см в год. Сфагновый мох имеет важное экономическое и экологическое значение. Ценятся его антисептические свойства, способность удерживать влагу и делать почву более рыхлой.

Мох сфагнум также часто называют торфяным мхом.







Мхи -обширная группа растений. Наука, изучающая мхи, называется бриология. Среди моховидных различают две обширные группы печеночники и листостебельные мхи. Один из наиболее известных листостебельных зеленых мхов является кукушкин лен Многолетнее растение, максимальная высота которого может достигать 17 см. В размножении идет чередование полового и бесполого поколения. Растения на которых образуются мужские и женские половые клетки называется гаметофит, а растение в которых образуются споры, называют спорофит

Сфагновые мхи имеют огромное значение в удержании влаги (воды) в своем организме, но также это оказывает отрицательное влияние приводя к заболачиванию почвы.


Рефлексия- пример заполнения.

1-я строка – название синквейна – мхи
2-я строка – два прилагательных – зеленые,автотрофные
3-я строка – три глагола – растут, размножаются, поселяются
4-я строка – фраза на тему синквейна – мхи– самые примитивные,
наиболее просто устроенные высшие растения
5-я строка – существительное – организм



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!