Название | Представители | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Теологическая, Древность (Вавилон, Египет), средневековье (13 век) | Фома Аквинский | - государство – продукт божественной воли | Придавая государству и государям как представителям божественных велений ореол святости, идеологи теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности | доктрина умаляет влияние социальноэкономических и иных отношений на государство |
Патриархальная | Аристотель | Происхождение государства – результат исторического разрастания патриархальной семьи. Государственная власть – продолжение отцовской | эта теория способствует формированию уважения к государственности власти, «родственности» всех в единой стране | представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства |
Органическая | Г.Спенсер | Государство – организм, который имеет мозг (правитель) и средства выполнения его решений (подданные) | Отрицать влияние биологических факторов на происхождение государства неправильно, т.к. люди – существа не только социальные, но и биологические. | Они подчиняются разным закономерностям и имеют в основе своей различные причины возникновения |
Договорная | Платон, Гоббс, Ж.Ж. Руссо | Государство возникло в результате соглашения между людьми, которые в естественном состоянии вели «войну всех против всех». По этому договору люди передали часть своих прав государству в обмен на его защиту | - теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти - обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания | недооценка объективных, прежде всего, социально-экономических, военно-политических и др., факторов и преувеличение факторов субъективных |
Теория насилия | Дюринг, Гумплович, Каутский | Государство появилось в результате завоевания одними племенами других | - элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств | военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим факторам |
Материалистическая (экономическая) | К. Маркс, Энгельс | Причина – раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами | | |
Психологическая | З. Фрейд, Петражицкий | связывает появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать | Психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, составляют важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты. | роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. |
Название | Представители | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Теологическая, Древность (Вавилон, Египет), средневековье (13 век) | Фома Аквинский | - право имеют божественное происхождение - Власть, государство вечно и незыблемо - Все, что предлагает государство, не обсуждается, так является святым | - теория направлена на укрепление порядка в обществе - представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик | - нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории |
Естественно-правовая 17-18 века | Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев | - деление права на естественное и позитивное - право дается человеку от рождения, оно неотчуждаемо и принадлежит ему на протяжении жизни (естественное право) - закон создается государством (позитивное право) - право и закон не тождественны, право шире, чем закон | - естественное право существует независимо от государства, выражает идеи справедливости, свободы, равенства людей | - каждый человек по-разному оценивает справедливость, поэтому нельзя уменьшать роль юридических норм - отсутствие четкой формальной определенности |
Историческая Первая пол . 19 века, Германия | Густав Гуго, К. Савиньи, Г.Пухта | - право - выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе исторического процесса - право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; - право - это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). - Законы производны от права - отрицание прав человека | - обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права - справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; | - отрицание естественных прав человека - переоценка роли правовых обычаев |
Материалистическая (классовая, марксистская) 19-20 век | Маркс, Энгельс, Ленин | - право - выражение и закрепление воли экономически господствующего класса, т.е. право - продукт классового общества - право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством, т.е. закон - право и закон тождественны | - право понимается как закон, выделяются четкие критерии правомерного и противоправного - обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его | - преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим - право слишком жестко связывается с материальными факторами |
Психологическая 20 век | Петражицкий, Росс, Рейснер | - право - продукт человеческой психики (переживаний) - деление права на позитивное (установленное государством) и интуитивное (личное) - настоящее право – интуитивное право | - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида - повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества | - право зависит не только от психологических факторов - отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного |
Социологическая 20 век | Гурвич, Паунд, Эрлих, Муромцев | - право -совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере - право и закон разделены - право – это юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов, т.е. реальные действия субъектов правоотношений («живое» право) - «Живое» право создают судьи | - сущность право в его реализации | - теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной - увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц |
Нормативная 20 век | Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен | - между правом и законом нет различий - право – это иерархическая система норм во главе с основной нормой (конституция) - низшие нормы должны соответствовать основной норме | - практичность - нормативность - формальная определенность - санкционированность государством | - игнорирование гуманистической стороны (справедливости) - преувеличение роли государства в установлении норм |