Цели: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
Оборудование: Учебник Школа России 3 класс 2 часть, тетрадь, презентация.
| Этап урока. Методы и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг. Момент | 1 мин. | Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь. | Приветствовать учителя. | |
2 | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | 2 мин | Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось. Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным. Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным. А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете, какое имя ему дали люди? Верно творительный. Сегодня мы будем знакомиться с творительным падежом. | Формулировать тему урока. Отвечать на вопросы. Объяснять свое мнение. Слушать учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
3 | Актуализация знаний Практич.: устное Словес.: ответы на вопросы | 7 мин. | Прочитайте. Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А. Пушкин Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.) Спишите. Укажите падеж имён существительных. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют падеж.) | Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы. Выполнять задание. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
4 | Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Практич.: устное граммат.упр. Практич.: самопроверка. | 20 мин | Работа по учебнику Упр. 94 (с. 52). Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении. Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким - чем? Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) Прочитайте сведения о языке на с. 53. Назовите вопросы творительного падежа. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? Упр. 95 (с. 53). (Работа в парах. Проверка.) - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Назовите падеж имён существительных. Упр. 96 (с. 53). - Подготовьтесь к письму под диктовку. (Запись под диктовку. Самопроверка.) | Вспоминать алгоритм определения окончания. Выполнять задание. Работать в парах. Выполнять задание с комментированием | К: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Р: выполнять учебный действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
6 | Физминутка. | 1 мин. | видео | Разминаются. | |
| Первичное закрепление Практич.: устное граммат.упр. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. | 10 | - Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа. - Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.) - В каком падеже употреблено сравнение? (В творительном.) - Сейчас вы будете самостоятельно выполнять задание на слайде. (В скобках напиши число и падеж выделенных слов. Подчеркни предлоги.)
Тихо шепчется с ветлой (_ед.ч.,Т.п.) Старая берёза. Ходит по двору (_ед.ч., Д.п.) с метлой (ед.ч.,Т.п.) Дедушка Серёжа. - Прочитайте четверостишие. - - Какое слово вам не знакомо? (ветла) - А где можно узнать значение этого слова? (В словаре или в интернете) - Откройте словари, найдите слово. Прочитайте. (Ветла – разновидность ивы) - Приступайте к работе. После выполнения работы обучающиеся проводят самопроверку по эталону на слайде. | Отвечать на вопросы учителя. Выполнять упражнение самостоятельно. Оценивать свою работу. Отвечать на вопросы учителя. Работать с незнакомыми словами, выявлять их значение. | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
7 | Итог урока. Рефлексия. | 5 мин. | Какой падеж изучали на уроке? - Назовите его падежные и смысловые вопросы? - Назовите его основные значения? - С какими предлогами употребляется? - Какие окончания имеют окончания в Т.п | Отвечать на вопросы. Оценивать свою работу на уроке. | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |
8 | Домашнее задание. | 1 мин. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже. | Записывать домашнее задание. | |