СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Витраж"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сообщение я хочу рассказать где возник витраж,о видах витражей,техники изготовления витража.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Витраж"»

Витраж

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства, имеющий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Перспективы и творческие возможности его безграничны.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования: процесс изготовления картины в техники росписи по стеклу.

Цель: изучить историю и технику витражного искусства.

Задачи

- рассмотреть старинные и современные направления и способы изготовления витражей;

-изучить варианты техники витража в современном интерьере;

- разработать различные техники росписи по стеклу;


Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении .

Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.

Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат - способом на расплаве олова.

Изделия, выполненные художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов

Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре, искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.

Витраж в России.

Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение.

Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634году .

Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-на-крови, Академия Художеств.… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.

Старинные способы изготовления витражей.

Классический.

Классический наборный витраж - самый старинный способ изготовления витражей. Он представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку и скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем.

Готический

Витражи в готическом стиле.

Витражи в египетском стиле.

Это витражи с египетскими темами.

Витражи в античном стиле.

Витраж в античном стиле – это что-то вроде дорогой старинной античной амфоры с грациозными изгибами, радующей взор людей третью тысячу лет

Византийский стиль витража.

Византия подарила миру прекрасные образцы икон, мозаики, фрески и картин со сложными графическими элементами. 

Тиффани.

К открытиям Луиса Тиффани принадлежат техники пайки. В своих работах Тиффани часто использовал многослойные стекла, которые соединялись медной фольгой, а также свинцовыми протяжками

Фьюзинг (спекание).

Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п.


Мозаика.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений.



Современные направления и приёмы работы с витражом.

Узорчатые витражи - собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью.

Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла.

Пескоструйный витраж. При помощи специального аппарата и набора трафаретов

Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы

Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот) 

Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. 

Живописные витражи - собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей.

Паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. 

Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку.

Комбинированные витражи - это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Витражи диапозитивы - изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению.

Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.  Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Любая работа начинается с эскиза, и поэтому нужно разработать несколько вариантов, из которых выбрать наиболее соответствующий замыслу и пожеланию. После этого задуманный рисунок перенести на бумагу в натуральную величину.

Подбор стекла. Подбор стекла сравним тому, как живописец выбирает палитру, смешивая разные краски. Естественно, в этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без трещин и других недостатков. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект.


Выводы.

Богатое прошлое витражного искусства имеет безграничные перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!