СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему «Значение и употребление глаголов в речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать определение понятие «глагол»
  • уметь распознавать глаголы среди других частей речи

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • установливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Значение и употребление глаголов в речи»»

Разработка урока на тему

«Значение и употребление глаголов в речи»



Цели деятельности учителя: создание условий для формирования понятий о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать определение понятие «глагол»

  • уметь распознавать глаголы среди других частей речи

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своей деятельности;

  • установливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: УМК Школа России– учебник, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3-2 часть, презентация.











Этапы урока.

Этапы урока.

Методы и приемы


Хроно- Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые Формируемые УУД

Содержание урока Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности



1 мин.

-Добрый день, ребята!

- А теперь давайте дотронемся с соседом по парте ладошкой, улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением. Спасибо большое, желаю вам продуктивной работы на уроке.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.





К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа


Практический: конструирование












Словесный: беседа.

5 мин.

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания.

-  С чего мы обычно начинаем наш урок?

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

Давайте проверим, сверяя со слайдом.

- Из данных букв составьте слово. 

Охарактеризуйте слово весна 




Ребята, давайте вспомним какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное?


- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое имя прилагательное?




- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое местоимение?



- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?



- С минутки чистописания.



В.

Е.

С.

Н.

А.

В, е, с, н, а.


Весна.

сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.



- Часть речи, которая обозначает предмет.

- Кто? Что?

- Предмет.


- Часть речи, которая обозначает признак предмета.

Какой? Какая? Какие?

- Признак предмета.

-Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Чей? Кого?

К: учитывать разные мнения;

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями.

3.Постановка

учебной задачи


Словесный: беседа.














Словесный: беседа.

5 мин.

- Ребята, прочитайте текст, данный на слайде.

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?

-Понравился ли вам текст?

Всё ли было понятно?

- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать?

- Запишите текст, который у вас получился.






- Как изменился второй текст?


- С помощью какой части речи это произошло?

- Подчеркните слова, которые вы вставили.

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Как называется часть речи?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Откройте учебник на странице 99, прочитайте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим на урок?





- Существительное, прилагательное.

- Нет.

- Он не закончен.

- Вставить слова.

- Глагол.

- Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

- В тексте появилось действие.

- Глагол.


Что делать? Что сделать?

Действие предмета.

Глагол.

- О глаголе.


Повторить часть речи глагол. Изучить

Р: целеполагание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4.Открытие

нового знания

Словесный: беседа








Практический: работа с учебником.








Словесный: беседа








Практический: работа с учебником.


10 мин.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.


Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит


 А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.


- Откройте учебник на странице 100, упр. 169.

— Прочитайте первую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Выполните письменные задания к упражнению.

-   Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Что можно сказать об этих предложениях?

— Каким членом предложения является глагол?


Назовите признаки глагола?





- Посмотрите на упражнение 170.

Прочитайте стихотворение.

- Определите главную мысль и тему стихотворения.

- Назовите все глаголы в этом стихотворении.



- Что они обозначают?









- Запишите все глаголы из этого стихотворения.




- Составьте и запишите предложения по картинке.

- Прочитайте, получившиеся предложения.



















18.

























Существительное. Обозначает предмет.

- Глагол. Действие предмета.



Сказуемое.


Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего - сказуемое




- Не знают, вышивают, строгают, копают, не знают, украшают.

- Действие.

- Рабочие руки не знают скуки.


П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

1 мин.



Р: эмоциональный настрой

5.Первичное закрепление во внешней речи


Словесный: беседа











Практический:письменное упражнение

10 мин.

- А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.


- Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным?


- Назовите признаки глагола.

- Прочитайте это правило еще раз.

- Расскажите его в парах.



- Прочитайте текст в упр.171.

- Озаглавьте его.

- Объясните значение слова половник.

- В чем различие в значении слов налетел и налетает?


Звенит, зазвенит?


- Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются. Бывают.

- Выпишите из этого текста все глаголы.

- Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?





- Это самостоятельные части речи.

- обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое.


- Пингвин-забияка.

- Большая поварешка.

- Прошедшее время, настоящее время.

- настоящее время, будущее время.

- Есть.

П: структурирование знаний

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-работа Практический письменное упражнение с учебником.

5 мин.

Прочитайте задание к упр. 172.

- выполните его самостоятельно.

Дождик мочит.

Ветер воет.

Гром гремит.

Ухо слышит.

Глаз глядит.

Печка греет.

Глаз глядит.

Солнце светит.

Холодильник холодит.

П: структурирование знаний

7.Включение в систему знаний

(Словесный –

Беседа)

(Практический –

Подведение

итогов)

7 мин.

- Продолжим работу с глаголами. У вас на партах листочки, не у всех, потому что сейчас вы будете работать в 4-х. - На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Ваша задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 группа

Мир строит, а война _________

Лето припасает, а зима _________

Труд кормит, а лень _________



2 группа

Человек от лени болеет, а от труда _______

Смелый побеждает, а трус _________

Лентяй ест – греется, а работает _________



3 группа

Сумел завязать, сумей и _________

Чем зря кричать, лучше _________

Декабрь год кончает, а зиму ________

-Итак, проверяем, кто готов?

- Молодцы, справились с заданием.






1 группа

Мир строит, а война разрушает.

Лето припасает, а зима подъедает.

Труд кормит, а лень портит.

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Лентяй ест – греется, а работает -мёрзнет.

3 группа

Сумел завязать, сумей и развязать.

Чем зря кричать, лучше помолчать.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.

8. Рефлексия деятельности

1 мин

-Наш с вами урок подходит к концу.

-Какие цели мы перед собой ставили?



-Достигли мы этой цели?

- Спасибо вам за работу на уроке. Вы большие молодцы! -Сейчас я предлагаю повернуться каждому к своему соседу и похвалить его за хорошую работу на уроке.


-Узнать, что такое глагол, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает.

-Да, достигли!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!