Дата: 25.02.22
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
Учитель: Ясуева М.Х
Тема: Неопределённые местоимения.(2-урок)
Цели урока:
1.Обучающие:
Знакомство с неопределенными местоимениями;
Совершенствование орфографических навыков.
Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
2.Развивающие:
Развитие логического мышления , коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
3.Воспитывающие:
Воспитание культуры речи, толерантности
Задачи урока:
Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;
Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;
Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. ( Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).
Я рада приветствовать вас, ребята. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок .
( 2 ученика у доски)
2. Актуализация знаний учащихся :
1.Орфоэпическая разминка. РвалА, свЁкла, сверлИт, сверлИшь, (она) серА, сирОты, слИвовый, снялА, сОгнутый
создалА
2.Синтаксический разбор. Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо. ( Характеристика , схема)
3.Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение):
1. Какая часть речи называется местоимением?
4. Какие разряды местоимений вы ещё знаете?
5. В чем особенность возвратного местоимения себя?
6. Как пишутся личные местоимения с предлогами ?
II. Переход к новой теме.
Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.
Как ты сегодня чувствуешь, мама?
Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.
Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий, и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
3. Новая тема.
Работа с правилом Учебник, стр. 76. Прочитайте теорию. П.80.
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
- Местоимения, с которыми мы будем знакомиться очень таинственные? Давайте разбираться почему. Я хочу прочитать вам одну загадочную историю. Послушайте и скажите, о чем идет речь.
В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто.
- О ком говорится в тексте?
- Что с ним произошло?
- Почему не понятен смысл текста?
- Какой частью речи являются выделенные слова?
- На что обычно указывают местоимения?
- А эти местоимения на что указывают? (на что-то неопределенное) Поэтому они так и называются.
- Как вы понимаете значение слова «неопределенный».
Неопределенный (Толковый словарь С.И. Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый.
Выпишите из текста выделенные местоимения в два столбика, определив критерии деления на группы (работа в парах).
каком-то
каких-то
чем-нибудь
о чем-либо
какой-либо
некто
некоторое
кое-что
несколько
нечто
- По какому признаку вы разделили местоимения на два столбика?
- Эти местоимения я записала в таблицу. Как ее можно озаглавить?
- Рассмотрите таблицу и объясните образование неопределенных местоимений.
Вопросительные местоимения | Неопределенные местоимения |
Кто? | некто | кое-кто |
Что? | нечто | что-то |
Который? | некоторый | |
Сколько? | несколько | сколько-нибудь |
Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то ,что -нибудь, кое-что и другие
- Прочитайте местоимения
Какие можно сделать выводы из наблюдений?
Не – всегда ударная,- то, -либо,- нибудь и кое- пишутся через дефис.
4.Закрепление материала.
1. Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
2. Списать предложения, раскрывая скобки.
1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.
2. Перед костром сидело (не)сколько человек.
3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.
4. Кто (то) постучал в дверь.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какие местоимения называются неопределенными?
-Как образуются неопределенные местоимения?
-Как пишутся неопределенные местоимения?
-Как изменяются неопределенные местоимения?
Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?
- Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Благодарю всех за работу. Выставляются оценки.
Д/З : П.80 , упр. 459.