Кроссворд 1.Самый распространённый жанр вокальной музыки. 2.Высокий женский голос. 3.Главная мысль музыкального произведения. 4.Большой коллектив музыкантов. 5.Высокий мужской голос. Без либретто Записывают понятие либретто в тетрадь. II. Картина «Берег Ильмень-озера: на берегу бел-горюч камень. Светлая летняя ночь. Садко сидит на камне. В руках у него гусли» Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои Гуселки яровчаты». Он поет о своих мечтах. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. IV картина. Дальше действие происходит на пристани. Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень - озера рыбу золото перо и выходит победителем из спора. Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский, индийский и веденецкий — каждый по очереди поют о своей стране». В мнении народа Веденец (Венеция) побеждает. Снарядив корабли, Садко отправляется в далёкое плавание. План слушания и анализ. Первая песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Мелодия Темп Динамика Интонация Лад Антракт «Игра, театральные маски». Песня Варяжского, Веденецкого, Индийского гостя. Север Восток Юг Почему вы так решили запишите интонацию, мелодию, тембр. Какой голос исполняет песню? (бас – низкий, баритон – средний, тенор –высокий). Слушают первый раз только вступление, работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео) - Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость? - Он с севера. - Почему? Какая музыка по характеру? - Музыка холодная, мрачная, суровая, маршевый ритм, низкие регистры, медленный темп. - Какая картина природы этой страны изображена? это море. Холодное, мрачное, темное, взволнованное. Поднимаются волны. - А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он? Может ли об этом рассказать только короткое вступление? (звучит вступление) - Может. Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит мрачно. - Он называет свой народ «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря (Скандинавия). У них много врагов, они умеют защитить себя. - Какой голос исполняет песню? -- Бас. Исполнить песню Варяжского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально). Что сказал новгородский люд, услышав песню Варяжского гостя? – ОЙ! Не на радость к варягам плыть, ой, и живут там все разбойнички» (ищут в учебнике). Слушаем песню индийского гостя. А вы мне скажите, что же есть в этой стране, ради чего стоит там побывать? — Это Индия. Гость из Индии. Он поет о птице счастья. Слышим восточные интонации, - Какое море нарисовал композитор? – Красивое, тихое, спокойное. - Так в чем же для Индийского гостя состоит это счастье? --В покое, сне, тишине. - Какой голос исполняет «Песню индийского гостя»? --Тенор. Высокий голос. ---Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть- чуть покачивается. Музыка мягкая, нежная. Звучат духовые деревянные и струнные инструменты. Что сказал народ после песни Индийского гостя? – «ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой». Исполнить песню Индийского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально). Песня Веденецкого гостя. -Теперь выходит второй гость. Откуда он? --Этот гость из южной страны, возможно, из Италии. --Почему вы так решили? - Музыка мягкая, теплая, нежная, напевная, покачивающаяся. Звучат струнные. Проигрыш и 2 часть – танцевальные, итальянские напевы - Куда приглашает он садко? - Этот гость приглашает в свой родной город. Как он называет его? Что главное для него в любимом городе? - Веденец! Так на Руси во времена Садко называли город Венецию. - А что Вы знаете об этом городе? — Это город, где вместо улиц - каналы, красивые дворцы. Он стоит на воде. Там очень красиво. Какой голос исполняет песню? - Голос льется свободно. Это баритон. --Как Вы думаете, а в чем счастье для Веденецкого гостя? – в наслаждении и восхищении красотой родного города и природы. Что говорит народ о славном городе? (учебник) –«А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми». Исполнить песню Веденецкого гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально). В какую страну поплыл Садко? – в Веденец. А вы бы куда отправились? 13. Самооценка. А сейчас я прошу вас оценить свою работу. Поставьте на листочке себе оценку за выполненную работу. Если Вы легко справились 5 Если задания вызвали затруднения, 4 Если вы не смогли справиться с заданиями – 3 – Мы видим море, корабль, хоромы. Представляем, как одевались люди в то время. Спектакль становится красочным и ярким. - музыка, литература, ИЗО и сценическое действие. И поэтому оперу относят к синтетическим жанрам искусства. – чтобы написать оперу нужно Либретто. Песни не могут быть без слов. В основе оперы лежит былина. Опера-былина «Садко» - эпическая. И также как и в былине, действие в ней развивается неспешно. Свои путеводные листы сдают и получают оценку. Д.З.нарисовать костюм одного из заморских гостей по выбору. |