ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПУГАЧЕВСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока физики по теме
«Закон Ома для полной цепи».
Дисциплина физика
Тема «Закон Ома для полной цепи»
Курс 2
Группа 21
Профиль технический
Преподаватель Домникова О.А.
2022-2023 учебный год
Тема: « Закон Ома для полной цепи»
Цель урока
Формирование знаний о законе Ома для полной цепи, внешнем, внутреннем сопротивлении, умений решать физические задачи по данной теме
Задачи урока
Образовательные
Создать условия для
усвоения основных знаний внешнего и внутреннего сопротивления, закона Ома для полной цепи
организации активной деятельности учащихся для решения задач.
Развивающие
Создать условия для развития
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике;
умения сравнивать, проводить анализ, делать выводы;
умения применять полученные знания для решения задач;
Воспитательные
Создать условия для воспитания
Планируемые результаты:
личностных:
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
предметных:
сформированность умения решать физические задачи по данной теме.
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Структура урока
№ п/п | Наименование этапа занятий | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Примечание |
1 | Организационный момент. (2 мин) | Здравствуйте ребята, садитесь! Давайте, отметим отсутствующих. (перекличка) Сегодня мы свами будем работать командами. За каждый правильный и не правильный ответ команда будет получать смайлик | Приветствие, настрой на урок | |
2 | Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 7 мин. | - Скажите, какую тему мы с Вами изучили на прошлом занятии? -Что было задано на дом? Все решили задачу? - Для того, чтобы проверить как вы владеете материалом, я предлагаю Вам выполнить задание, которое у вас лежит на столе. Время на выполнение задания-3 мин. | Отвечают на вопрос -Электродвижущая сила источника тока. -задача, в тетради Отвечают на вопросы Выполнение работы решения задачи по карточке. | Смотреть приложение1 |
| | -Сформулируйте закон Кулона.задание для 2команды время выполнения 1 мин -Напишите формулу закона Ома для участка цепи задание для 3команды, время выполнения 1 мин | Сила электрического взаимодействия между двумя неподвижными электрическизаряженными телами в вакууме пропорциональна произведению их зарядов и обратно пропорциональна квадрату растояния между ними I=U/R | |
3 | Постановка темы и определение целей урока. Планирование деятельности обучающихся по достижению целей. 7мин | -А сейчас я попрошу вас посмотреть на слайд и сказать, что изображено на нём?. -Ребята, как вы думаете, как это изображение связано с темой нашего урока? Что изображенно на слайде?Что мы должны сегодня изучить? | Отвечают: -Электрическая цепь. - Полная,замкнутая цепь. Закон Ома для полной цепи. Отвечают на вопрос | Показываю слайд 1 |
| | -Ребята, а сейчас я попрошу вас продолжить фразу «Мне необходимо изучение законов постоянного тока для того чтобы….» - Да, ребята, вы правы, знание законов постоянного тока необходимы в повседневной жизни, они пригодятся вам и в вашей профессиональной. -Приведите примеры. -Итак, откройте тетради, давайте запишем число и тему занятия: « Закон Ома для полной цепи» -Посмотрите на тему и сформулируйте цели занятия | Отвечают на вопрос -Для того чтобы уметь рассчитывать сопротивление, силу тока или напряжение.Они необходимы нам в повседневной жизни. -Подключение электрической проводки,без которой не возможно подключить эл.приборы Записывают в тетради число и тему «Мозговой штурм», обсуждение в команде Ставят цели урока: -Изучить закон Ома для полной цепи -Узнать о том, где применяеться закон Ома для полной цепи. | Показ слайда 2. Показ слайда 3. |
| | -Давайте с вами вместе составим план урока. Каждая команда предлагайте свои пункты. Вывожу на слайде.4 1. Мы должны ввести понятие: Внешнего и внутреннего сопротивление; 2. Изучить формулы, по которым рассчитывается закон Ома для полной цепи. 3. Узнать единицы измерения новых величин. 4. Научиться решать задачи. | Каждая команда предлагает пункты плана и их последовательность Ввести новые определения. Узнать новые формулы. Узнать в чём измеряются новые величины. 4. Решить задачи | Показ слайда.4 |
4 | Изучение нового материала. 20 мин | А сейчас я попрошу вас посмотреть на слайд 5 -Из каких частей состоит эл. цепь? -Все ли составные части присутствуют в данной цепи? -Какой элемент нужно добавить, чтобы цепь стала полной? Теперь данную электрическую цепь мы можем назвать полной. смотрим слайд -Давайте теперь посмотрим на примере лабораторного стенда, что же происходит с цепью, если она у нас не замкнута -конечно, лампочка не будет гореть. -Давайте теперь запишим с вами определения Закона Ома для полной цепи Сила тока в цепи пропорциональна действующей в цепи ЭДС и обратно пропорциональна сумме сопротивлений цепи и внутреннего сопротивления источника смотрим слайд | Отвечают на вопрос: -Из лампочки и сопротивления. Отвечают на вопрос: -Нет Отвечают на вопрос: -Источник тока. Отвечают: -Лампочка не загораеться. Пишут в тетради | Показ слайда 555 Показ слайда 6 Показ слайда 7 |
| | -теперь напишим как же это будет выглядеть в виде формулы I= ε — ЭДС источника напряжения, В; I — сила тока в цепи, А; R — сопротивление всех внешних элементов цепи, Ом; r — внутреннее сопротивление источника напряжения, Ом. смотрим слайд 8 -Теперь давайте поработаем в командах. Поднимаем руку с места не выкрикиваем.За каждый правильный ответ вы получаете смайлик. Вопрос для первой команды. -Как вы думаете, что такое сопротивление всех внешних элементов.Что такое внешние элементы? Приведите примеры. -Обсуждаем всей группой. Правильный ли был выдан ответ.Выдаю смайлик за правильный ответ. | Пишут в тетради. Отвечаю на вопрос -Внешние элементы это все то что подключаеться к источнику питания. Лампочки, провода, выключатели и т.д. | |
| | Вопрос для второй команды. -Как вы думаете, что значит внутреннее сопротивление? Где оно замеряеться? -Обсуждаем всей группой. Правильный ли был выдан ответ.Выдаю смайлик за правильный ответ. - Внутреннее сопротивление-это сопротивление источника тока. Внутреннее сопротивление может возникать лишь тогда, когда цепь замкнутая или полная. r= Смотрим слайд Вопрос для третьей команды. -Приведите примеры источников питания не меньше пяти. -Правильно ребята. Обсуждаем всей группой. Выдаю смайлик. -Как вы думаете, а зачем нам нужен закон Ома в повседневной жизни. -Приведите примеры замкнутой цепи. | Отвечают на вопрос: -Внутреннее сопротивление это сопротивление источника питания. Записывают в тетради Отвечают на вопрос: -Батарея, акуммулятор,солнечная батарея,генератор,трансформаторы. Мозговой штурм отвечают на вопрос: -Он полнзем во всей бытовой технике поскольку касаеться трех остовных величин:тока,напряжения и сопротивления. | Смотрим слайд 8 |
| | -Ребята давайте теперь вы вытянете картачку с заданием, которое нужно будет выполнить вашей команде. Время на выполнения 1 мин. 1.задание-нарисовать цепь. Обсуждаем всей группой. Выдаю смайлик. 2.подключить амперметр. Обсуждаем всей группой. Выдаю смайлик. 3.подключить вольтметр Обсуждаем всей группой. Выдаю смайлик. -Давайте теперь с вами посмотрим на карточки которые лежат перед вами,и ответим на вопросы.Нужно найти ошибку в каждой из подключенных схем.С каждой команды по одному ответу.Вывожу карточку на слай | Тянут карочки. Выполняют у доски: рисуют электрическую цепь. Выполняют у доски: подключают в электрическую цепь амперметр. Выполняют у доски: подключают в электрическую цепь вольтметр. Обсуждают,отвечают на вопрос. 1 команда. -На первой схеме не правильно подключен вольтметр. 2 команда. -На второй схеме не правильно подключен амперметр и вольтметр. 3 команда: -Схема подключения выполнена правильно. | Смотрим слайд 9 |
5 | Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. 6 мин | -Давайте посмотрим, как применяются формулы при решении задач.Раздаточный материал. Решение задачи : ЭДС источника тока ε=12Вольт, внутреннее сопротивление источника тока r=2Ом, сопротивление внешней цепи R=22Ом Вычислить силу тока цепи. | Решают задачи у доски | Смотреть приложение1 |
6 | Рефлексия. 3 мин | - Ребята! Вот мы и оказались на последней ступени нашего урока «Итог урока». Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока.Достигли ли мы с вами поставленной цели? | Делают выводы,отвечают на вопрос. | |
7 | Домашнее задание | -Учебник.решить задачу вывожу на слайд 10 | Записывают домашнее задание,переписывают задачу со слайда | |
8 | Подведение итогов. | Довожу до детей, кто какие оценки получил на уроке. | | |
Приложение 1
Задание №1 Повторение
Задача: Вычислите силу тока в спирали электрической плитки, включенной в сеть с напряжением 220В, если сопротивление спирали равно 100 Ом. Ответ 2,2А
Задача: Сила тока в цепи 2 А, сопротивление резистора 110 Ом. Чему равно напряжение в цепи? Ответ 220В
Задание№2 Новая тема.
Задачи: ЭДС источника тока ε=12Вольт, внутреннее сопротивление источника тока r=2Ом, сопротивление внешней цепи R=22Ом Вычислить силу тока цепи.
Дано:
r=2Ом
R=22Ом
Вольтε=12Вольт
I−?
I=εR+r
I=12В/22Ом+2Ом=0,5A
Ответ: 0,5А
Внутренее сопротивление батареи r=1Ом, сопротивление внешней цепи R=19Ом
Найти ЭДС батареи ε
Запишем закон Ома для полной цепи,
после чего просто вставим числа:
Дано:
r=1Ом
Сила тока в электрической цепи, равна 2 Ампера, внутреннее сопротивление
R=19Ом
I=2А
ε−?
ε =I*R+r
R=19+1
ε =2*20
ε=40
Ответ: 40 Вольт
ЭДС источника тока в цепи, изображенной на рисунке ε=6Вольт, сила тока в этой цепи составляет 3 Ампера, внутреннее сопротивление источника r=0,5Ом. Найти сопротивление внешней цепи R-?
Запишем закон Ома для полной цепи,
после чего просто вставим числа
Дано:
r=0,5Ом
ε=6Вольт
I=3А
R−?
I=ε*R+r
I =εR+0,5
I *(R+0,5)= ε
I*R+1,5=ε
I *R= ε −1,5
I *R=4,5
R=4,5:3
R=1,5Ом
Ответ: ОмR=1,5Ом