Тема урока: Распространение колебаний в среде. Волны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
№ урока:
Метод: эвристическая беседа
Цели урока:
Обучающие: научить видеть проявления изучаемого в окружающем мире, сформировать понятия; продольной и поперечной волны.
Воспитательные: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; установление межпредметных связей; развитие памяти, логического мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Слайд №1. «Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист».
Н. Заболоцкий
Ход урока:
Мотивация познавательной деятельности.
И так, какие физические явления вы изучили? (колебательное движение, колебания)
Академик Папалекси сказал: «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как в свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».
Актуализация знаний.
И я предлагаю вам, рассказать все, что вы знаете о колебаниях.
Найди соответствия. Слайд №2
Понятие | Формулировка |
Колебания | колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается |
Свободные колебания | периодически повторяющиеся движения тела |
Вынужденные колебания | колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии |
Затухающие колебания | колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы |
Частота колебаний | наибольшее смещение от положения равновесия |
Период колебаний | число колебаний в единицу времени |
Амплитуда колебаний | время одного колебания |
Слайд №3. РАБОТА С ЛИСТОМ САМООЦЕНКИ: 7 правильных ответов – «5», 6 правильных – «4», 5 – оценка «3»
Работа с графиками. Слайд №4
Чем отличаются колебательные движения, графики которых представлены на рисунке? Чем схожи? (проблемные вопросы)
I, II, IV – гармонические колебания; III – затухающие.
I, II – одинаковая амплитуда, различные период и частота.
I, IV – различные амплитуда, одинаковые частота и период.
Работа в группах.
На чистых листах бумаги зарисуйте или запишите пять демонстраций колебательного процесса. (лист бумаги, пружина с грузом на штативе, нитяной маятник, линейка, лоток с водой и поплавком). Каждая группа по очереди будет показывать по одному опыту, остальные вычеркивают у себя на листе этот опыт. Но также нужно сказать, где применяется или наблюдается подобное колебание.
Объяснение нового материала
А могут ли колебания распространяться в пространстве? Как бы вы назвали этот физический процесс?
Слайд №5. И так, тема нашего урока «Распространение колебаний в среде. Волны»
Примеры волновых движений. (учащиеся высказывают свои мнения, дополняют друг дргуа). Слайд №6.
А) «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Козьма Прутков.
перед вами лоток с водой. Создайте колебания. Слайд №7. Картина.
Б) волнение хлебного поля: многим приходилось видеть некошеное поле в ветреную погоду, когда, по словам поэта «волнуется желтеющая нива». Наблюдается волна.
2. Слайд №8. Что же такое волна? Колебания (возмущения), распространяющие в пространстве с течением времени называются волной
Что является источником волны в приведённых примерах?
Колеблются: - стебли растений, деформируемые ветром;
- частицы воды;
4. Слайд №9. Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды.
5. Слайд №10. Механические волны делятся на продольные и поперечные.
6. Слайд №11. Волны, в которых колебания среды происходят вдоль направления распространения волн, и при этом возникают области сжатия и разрежения среды, называются продольными (волны сжатия и разрежения). Возникают в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной).
7. Слайд №12. Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения, называются поперечными (волны сдвига). Возникают только в твердых телах.
Слайд №13. Знаете ли вы?
Слайд №14. Закрепление материала.
Итог урока. Рефлексия.
Оценочный лист
Ученик ---------------------------------------------------
Этап | Задание | Оценка |
Найди соответствие | Понятие | Формулировка | Колебания | колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается | Свободные колебания | периодически повторяющиеся движения тела | Вынужденные колебания | колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии | Затухающие колебания | колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы | Частота колебаний | наибольшее смещение от положения равновесия | Период колебаний | число колебаний в единицу времени | Амплитуда колебаний | время одного колебания | | |
Графи ки | | |
Теория | Что называется волной? Виды волн Какие волны изображены на рисунке? Дайте определение. На что указывают красные и зелёные стрелки? В каких средах распространяются эти волны? | |
| Итого | |