СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен материал изучения темы в 9 классе "Распостранение колебаний в среде. Волны". Урок можно усилить, заменив графические задачи на задачи по нахождению физических величин, характеризующих колебательный процесс, что я и сделала в параллельном классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике 9 класс»

Тема урока: Распространение колебаний в среде. Волны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

урока:

Метод: эвристическая беседа

Цели урока:

Обучающие: научить видеть проявления изучаемого в окружающем мире, сформировать понятия; продольной и поперечной волны.

Воспитательные: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; установление межпредметных связей; развитие памяти, логического мышления, умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Слайд №1. «Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист».

Н. Заболоцкий

Ход урока:

  1. Мотивация познавательной деятельности.

И так, какие физические явления вы изучили? (колебательное движение, колебания)

Академик Папалекси сказал: «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как в свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».

  1. Актуализация знаний.

  1. И я предлагаю вам, рассказать все, что вы знаете о колебаниях.


  1. Найди соответствия. Слайд №2

Понятие

Формулировка

Колебания

колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается

Свободные колебания

периодически повторяющиеся движения тела

Вынужденные колебания

колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии

Затухающие колебания

колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы

Частота колебаний

наибольшее смещение от положения равновесия

Период колебаний

число колебаний в единицу времени

Амплитуда колебаний

время одного колебания

Слайд №3. РАБОТА С ЛИСТОМ САМООЦЕНКИ: 7 правильных ответов – «5», 6 правильных – «4», 5 – оценка «3»

  1. Работа с графиками. Слайд №4

Чем отличаются колебательные движения, графики которых представлены на рисунке? Чем схожи? (проблемные вопросы)

I, II, IV – гармонические колебания; III – затухающие.

I, II – одинаковая амплитуда, различные период и частота.

I, IV – различные амплитуда, одинаковые частота и период.

  1. Работа в группах.

На чистых листах бумаги зарисуйте или запишите пять демонстраций колебательного процесса. (лист бумаги, пружина с грузом на штативе, нитяной маятник, линейка, лоток с водой и поплавком). Каждая группа по очереди будет показывать по одному опыту, остальные вычеркивают у себя на листе этот опыт. Но также нужно сказать, где применяется или наблюдается подобное колебание.



  1. Объяснение нового материала

А могут ли колебания распространяться в пространстве? Как бы вы назвали этот физический процесс?

Слайд №5. И так, тема нашего урока «Распространение колебаний в среде. Волны»

  1. Примеры волновых движений. (учащиеся высказывают свои мнения, дополняют друг дргуа). Слайд №6.

А) «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Козьма Прутков.

перед вами лоток с водой. Создайте колебания. Слайд №7. Картина.

Б) волнение хлебного поля: многим приходилось видеть некошеное поле в ветреную погоду, когда, по словам поэта «волнуется желтеющая нива». Наблюдается волна.

2. Слайд №8. Что же такое волна? Колебания (возмущения), распространяющие в пространстве с течением времени называются волной

  1. Что является источником волны в приведённых примерах?

Колеблются: - стебли растений, деформируемые ветром;

- частицы воды;

4. Слайд №9. Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды.

5. Слайд №10. Механические волны делятся на продольные и поперечные.

6. Слайд №11. Волны, в которых колебания среды происходят вдоль направления распространения волн, и при этом возникают области сжатия и разрежения среды, называются продольными (волны сжатия и разрежения). Возникают в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной).

7. Слайд №12. Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения, называются поперечными (волны сдвига). Возникают только в твердых телах.

Слайд №13. Знаете ли вы?

  1. Слайд №14. Закрепление материала.

  2. Итог урока. Рефлексия.





Оценочный лист

Ученик ---------------------------------------------------

Этап

Задание

Оценка

Найди соответствие

Понятие

Формулировка

Колебания

колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается

Свободные колебания

периодически повторяющиеся движения тела

Вынужденные колебания

колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии

Затухающие колебания

колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы

Частота колебаний

наибольшее смещение от положения равновесия

Период колебаний

число колебаний в единицу времени

Амплитуда колебаний

время одного колебания



Графи ки


Теория

Что называется волной?

Виды волн

Какие волны изображены на рисунке?

Дайте определение.

На что указывают красные и зелёные стрелки?

В каких средах распространяются эти волны?



Итого








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!