Предмет: география, тип урока: комбинированный.
Тема: Температура воздуха.
Класс: 6.
Используемое ПО: презентация.
Цель: Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности
Задачи:
Создать условия для формирования понятий: температура воздуха, термометр, изотерма, суточная и годовая амплитуда температур.
Научить определять температуру воздуха, находить среднюю температуру, строить графики хода температур.
Научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток.
Продолжить развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, атласа, презентацией.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Слайд 1-5.: Тест.
Какой газ преобладает в атмосфере:
а) кислород ; б) водород; в) углекислый; г) азот.
В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха :
а) в стратосфере; б) в тропосфере; в) в верхних слоях атмосферы.
В каких широтах толщина тропосферы больше:
а) над экватором; б) в полярных широтах; в) в умеренных широтах.
Какой слой атмосферы находится над тропосферой:
а) экзосфера; б) стратосфера; в) мезосфера.
В каком слое происходит изменение погоды:
а) в стратосфере; б) в тропосфере; в) в верхних слоях атмосферы.
Слайд 6. Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте с помощью ответов на слайде.
III. Изучение нового материала
(Определение темы урока, отгадайте загадку)
Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Слайд 7 .Запишем тему урока «Температура воздуха». Какие цели и задачи мы должны выполнить на уроке?
Слайд 8 (цель и задачи)
Слайд 9. Выясним, Как нагревается воздух? (работа с текстом (Р.1), рисунком, схемой) С.104
- Пользуясь текстом учебника, презентацией, заполните схему:
Выявляют закономерности:
Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её.
Солнечные лучи нагревают поверхность Земли
Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли
Температура воздуха уменьшается с высотой. На каждый км температ. понижается на 6°
- Расскажите, как изменяется температура в тропосфере с высотой. Почему температура понижается?
Нажимаем на значок
, высвечивается схема изменения температуры воздуха с высотой. ( земная поверхность и воздух над ней нагревают солнцем неравномерно. Это зависит от угла падения солнечных лучей.поэтому к полюсам холоднее воздух.)Слайд 10
- Объясните по рисунку (6.3, слайд 11) закономерность нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей?( чем больше угол падения, тем выше температура воздуха)
Слайд 12 . Сформулируем определение : что такое температура воздух а? С помощью чегО она измеряется?
Температура воздуха — степень нагретости воздуха, определяемая при помощи термометра.
Как же изменяется температура ……в течение года? С.105
- Подумайте, почему самые теплые и холодные месяцы — не июнь и декабрь?
- когда солнечные лучи имеют наибольший и наименьший углы падения на земную поверхность.
Слайд 13. (в течении суток) В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей? Объясните.. Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток? Рассмотрите рисунок на слайде, постарайтесь сформулировать закономерность.
Закономерность: чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух.
Слайд 14. Физкультминутка
Слайд 15. Практическая работа (цель)
Слайд 16. Чтобы выявить общие закономерности изменения температуры, используют показатель средних температур: средних суточных, средних месячных, средних годовых.
Алгоритм вычислений:
1.Сложить все числа с « + »
2.Сложить все числа с « - »
3.Из большей величины вычитают меньшую
4.Полученный результат делят на число измерений
Слайд 17. Определите среднюю годовую температуру в городе Москве по таблице на стр.93. (работа в тетради)
Проверка:
Отрицательные: -10°+(-7°)+(-2°)+(-2°)+(-6°)= -27°С
Положительные: 6°+13°+17°+18°+16°+12°+5°=+87°С
Средняя суточная t: 87° - 27°= 60°: 12= +5°С
Слайд 18 . Определяя изменение температуры, обычно отмечают ее самые высокие и самые низкие показатели. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур. Запишите определение.
Определите амплитуду температур по таблице и схемам на слайде.
Слайд 19 . Обучающая практическая работа.
Составление графика суточного хода температуры (под руководством учителя)
Время | 0 ч. | 4 ч. | 8 ч. | 12 ч. | 16 ч. | 20 ч. | 24 ч. |
t | -3 | -5 | 0 | +5 | +7 | +2 | 0 |
Слайд 19 . Обучающая практическая работа.
Составление графика годового хода температуры в Москве (учебник стр. 93)
Учитель помогает построить основу для графика. Дети самостоятельно строят график. По окончании работа проверяется с помощью графики.
Слайд 20 . На картах распределение средних температур отражают при помощи изотерм.
Слайд 21.Изотермы— это линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени.
Обычно показывают изотермы самого теплого и самого холодного месяцев года, т. е. июля и января.
IV. Закрепление изученного.Что нового узнали? С какими определениями познакомились? Какие были трудности?
V. Домашнее задание.
Слайд 22 .
§40, вопросы
В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу
Часы | 9 ч | 12 ч | 15 ч | 18 ч | 21 ч |
t | | | | | |
Рассчитать среднюю суточную t, суточную амплитуду, построить график.