Урок 11
Передача информации.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений
Цели урока:
дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;
ознакомить учащихся со схемой передачи информации.
Основные понятия:
источник информации;
информационный канал;
приёмник информации.
Оборудование:
Плакат 4. Передача информации.
Мультимедийный проектор.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Ученики отвечают на вопросы.
○ Что такое информация?
○ Какие действия человек совершает с информацией?
○ Как человек хранит информацию?
Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-№3 с.19 §1.4.
1. Объясните своими словами, что такое носитель информации.
2. Какие носители информации вам известны?
3. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
Обсуждение задания УЧ: №4 с.19 §1.4.
Визуальная проверка РТ: №3 с.4 с последующим обсуждением.
Ученикам предлагается:
○ перечислить старинные носители информации;
○ перечислить современные носители информации;
○ высказать свой прогноз о будущем информационных носителей.
2) Объяснение нового материала: Передача информации, §1.5, §3.4, §3.5, плакат 4.
Можно подобрать соотвествующий иллюстративный материал и подготовить исторический экскурс, касающийся вопросов передачи информации.
Рассмотреть несколько конкретных примеров передачи информации и на их основе выделить общую схему этого процесса.
Передача информации происходит в процессе: просьбы, приказа, отчёта, чтения книг, статей, объявлений, просмотра телевизора, прослушивания радио и др.
Схема процесса передачи информации
Источник передаёт, приёмник получает информацию.
Информационный канал: органы чувств, телефон, радио, телевидение, компьютер, письмо, записка и др.
Ситуации, связанные с передачей информации:
◐ переход дороги [односторонняя связь];
◐ игра в компьютер [двусторонняя связь];
◐ просмотр телепередачи семьёй [один источник, несколько приёмников];
◐ подготовка сообщения по истории [источников много, приёмник один];
◐ в природе - запах (опыление, сбор мёда), солнечный свет (раскрываются почки, сбрасывать листву), язык танца животных и др.
3) Материал для любознательных: Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации, §3.4, §3.5.
Средства ближайшей связи: речь, крик (опасность), звук барабана, слух, зрение, дым костра, дозорные на вершинных гор и башен, песни, стрелы.
Легенда о персидском царе Дарии, который долгое время пытался завоевать скифов.
Дары скифов Дарию | Истолковал Дарий | Истолковал советник Дария |
Птица Лягушка Мышь 5 стрел | Скифы готовы покориться и отдать свои земли, воды и коней, так как стрелы символизируют воинскую храбрость, птица быстра, как конь, лягушка живёт в воде, а мышь - в земле. | Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибните от наших стрел! |
Средства дальней связи: почта (с появлением письменности).
◐ Телеграф (электрический импульс, кабель, коды, 10 слов в минуту).
◐ Телефон (микрофон, электрический сигнал, кабель, наушник, несколько десятков км).
◐ Радиосвязь (А.С. Попов, не требует проводов, замыкался ключ, закодированное сообщение, антенна, азбука Морзе, помехи).
◐ Радиостанции, радиоприёмники (длинные, средние, короткие, ультракороткие, дециметровые волны).
◐ Передача кодированного изображения (телевизор ч/б, цветной), кабельное и спутниковое телевидение.
◐ Спутниковая связь.
◐ Компьютерная сеть (Интернет, электронная почта).
Задания УЧ: §1.5. №5 - №8 с.23-24.
4) Домашнее задание:
§1.5, §3.4, §3.5, вопросы №1-№4.
УЧ: №5 - №8 с.23-24 (таблицей в тетради).
РТ: №5 - №9 с.12-15, №7* с.13-14 (по желанию).
5) Работа на компьютере. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.