Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Задачи урока:
- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;
- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Древнейший Рим".»
Сценарий урока
Предмет: История. Класс 5.
Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012.
Тема урока: Древнейший Рим.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Задачи урока:
- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;
- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.) |
1. Организационный момент | Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, смайлики) на каждой парте | Приветствуют учителя |
2. Актуализация знаний | Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории - Древнего мира. Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины | Поднимая руку, отвечают на вопросы: 1) Какое государство находится на Балканском полуострове? 2) Как называлось государство, где правили фараоны? 3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы? 4) Где жил мудрец Конфуций? 5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. |
3. Мотивация | У нас осталось слово - Апеннины. Как вы думаете, что может означать этот термин? | Выдвижение различных версий |
| Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией | Отвечают по ходу презентации на вопросы: 1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров? 2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров? 3) Что такое полуостров? |
| По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова | Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами |
| Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится Рим? | Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима |
| Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? | Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь |
| Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь. Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима. Ну что, начнём? | |
2. Ориентировочный этап (5 мин.) |
1. Определение цели урока | Предлагает выяснить, какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим | Определяют вопросы, которые необходимо изучить |
| По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока | Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения |
| Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке | Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация |
| Каков будет результат нашего урока? | Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим |
3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) |
1. Работа в группах по изучению нового материала | Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи. Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи | По желанию разбиваются на группы |
| Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий: Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима. Географы – географическое положение Древнего Рима. Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима. Политологи - управление в Древнем Риме. | Выполняют работу в составе групп: Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы. Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту. Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу. Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины |
| Корректирует работу групп. Предлагает группам представить изученный материал | Выступление групп |
| Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала | Отвечают на вопросы |
| Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно | Задают уточняющие вопросы |
| После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы | Поднимают смайлики, оценивая работы группы: желтый – все отлично, зеленый – есть недочеты в выступлении, синий – не справились с заданием |
4. Физкультминутка (2 мин.) |
| Включает музыкальное сопровождение | Выполняют упражнения, которые показывает физорг класса |
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.) |
1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины | После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики: желтый – знаю ответ; синий – не знаю ответ |
| Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос | Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный |
| Предлагает подвести итоги викторины | Подводят итоги викторины: за 9 плюсов – 5 баллов, за 8 плюсов – 4 балла, за 5 плюсов – 3 балла |
2. Рефлексия | Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты |
3. Оценка и самооценка урока | Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики: желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями; зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать; синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы |
| Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя | Сдают смайлики дежурному по классу, если урок понравился, оставляют желтый смайлик на парте |
6. Домашнее задание (3 мин.) |
| Предлагает виды домашнего задания | Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний |