Күні Дата : Сынып Класс 10 Сабақ Урок№ 23
Тақырыбы: Тема: Великий Шелковый путь.
Типі Тип: комбинированный
Мақсаты Цель: учащиеся смогут рассказать о ВШп, раскрыть историческое значение на международном уровне;
Обеспечить усвоение знаний о возникновении ВШп, о взаимодействии и взаимообогащениии культур, развивать коммуникативные, информационные компетентности обучающихся, умение работать в группе, развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, воспитывать чувства гражданственности , патриотизма, интереса к истории своей Родины.
Әдістері Методы: интерактивные,проблемно -поисковый, дискуссии, познавательной игры, критического мышления, работа в группах
Көрнекілігі Оборудование: учебник, карта, доп.литература, эпиграф, интерактивная доска, видеоролик, презентация.
Сабақтың барысы. Ход урока.
I .Ұйымдастыру кезеңі. Орг.момент. 1мин.
Приветствие.
Готовность к уроку.
Психологический настрой.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Нам придется много и серьезно по работать, показать на что мы способны. Каковы наши знания по истории Казахстана. Перед началом урока давайте подарим друг другу улыбки, запасемся положительными эмоциями на весь урок, чтобы достичь цели урока.
Прозвенел для нас звонок,
Начинать пора урок.
Мы немного повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
Развернёмся и к гостям,
Поприветствуем их там.
А теперь не отвлекайтесь,
За работу принимайтесь!
II. Ой қызметінің белсенділігін ояту. 6мин.
Активизация мыслительной деятельности.
Разгадай кроссворд, реши исторические анограммы.
1.Греческий историк, писавший, что саки жили в деревянных домах.
2. Солярные божества на наскальных рисунках кочевников являются символом культа…
3. Погребальные сооружения саков.
4. При раскопках этого города были найдены остатки двух мечетей, трех бань и пяти гончарных мастерских.
5. Местность, где находится захоронение, в котором было обнаружены сосуды из других стран, бусы из бирюзы и сердолика с индийским орнаментом.
6. Часть средневекового города, где проживали мелкие торговцы и ремесленники
Ответы: 1. Геродот. 2. Солнце. 3. Курганы. 4. Отрар. 5. Уйгарак. 6. Рабад.


Задания для кроссворда 2:
Титул правителя усуней на казахском языке.
2. Тюркская богиня — покровительница домашнего очага и детей.
3. Часть средневекового города, где проживали представители знати и богатые торговцы.
4. Центральная часть средневекового города, где располагался замок правителя
5. Основной тип скотоводства у населения Казахстана.
6. В центре средневекового дома располагался…
7. Санитарно-очистительное сооружение в средневековом жилище
Ответы: 1. Кунби. 2. Умай. 3. Шахристан. 4. Цитадель. 5. Кочевое. 6. Очаг. 7. Ташнау

Задания для кроссворда 3:
1. Бог Неба у тюрков.
2. В 9–12 веках в Южном Казахстане развивались….
3. Кроме Южного Казахстана в 9–12 веках города развивались еще в….
4. Урочище в 180 километрах от Алматы, где находится самое большое количество наскальных рисунков.
5. Саки, уйсуны, канлы, гунны — это племенные….
6. Стиль, развитый в искусстве саков.
7. Курган, где вместе с захоронением человека были обнаружены останки 16 лошадей.
8. Сакский воин должен был иметь 5 предметов вооружения — кинжал, пика, топор, лук и… .
Ответы: 1. Тенгри. 2. Города. 3. Семиречье. 4. Тамгалы. 5. Союзы. 6. Звериный. 7. Берельский. 8. Сабля.
III. Бұрынғы білімді жандандыру. Актуализация прежних знаний. 6мин.
Древо «Познания» Задания на знания исторических событий , личностей.
7-4вв. До н.э., 490 г. до н.э., 3-5вв до н.э., 2-1 тыс до н.э., Аркаим, синантроп, Томирис, Александр Македонский.
IV .Мотивация к усвоению новых знаний. 2мин
Что находится в шкатулке, связь со словами отгаданными в кроссворде. (Шелк) Значит речь сегодня на уроке пойдет о ВШп. Уч-ся сами озвучивают цель урока.
V. Жаңа тақырыпты түсіндіру.Усвоение нового материала. 18мин.
1.Слово учителя Как известно, Шелковый путь - система караванных дорог, которые в древности и средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Нас интересует в первую очередь вопрос: как реализовывался первый в истории человечества мирный контакт между народами Востока и 3апада.
2.Ребята, а что вы знаете о ВШп. Стратегия ЗХУ
В первую графу запишем все факты, которые нам известны о ВШп, вторую графу заполняет каждый самостоятельно. Третью в конце урока.
3.Просмотр видеоролика.
Ф и з м и н у т к а.
Исследовательский этап. Опережающее задание – легенды.
ЛЕГЕНДЫ:
1. По одной из версии открытие шелка приписывают четырнадцатилетней императрице супруге легендарного Желтого Владыки Владычице Су-Лииг Лао-тсу. Во время чаепития под тутовым деревом кокон шелкопряда случайно упал ей в чашку Обнаружив червячка девушка раскрыла его секрет. Легенда гласит что именно она приказала разводить тутовых шелкопрядов. Пишут что секрет шелка очень тщательно охранялся пока в 140 году до н. э. о нем не узнали в королевстве Хотан на Тибете Это случилось когда китайская принцесса, ставшая позднее супругой принца Хотана провезла контрабандой в своем головном уборе яйца тутовых шелкопрядов.
2. Другая легенда гласит, что примерно в 550 году н. э. византийский император Юстиниан послал в Хотан двоих персидских монахов (сейчас это городок в провинции Синьцзян —Уйгурском автономном районе на западе Китая) выведать секрет этой новой таинственной ткани. Монахи вернулись с семенами шелковицы, а позднее несколько шелкопрядов были найдены в бамбуковой палке, которую они тайно провезли в Японию через Корею. Император Юстиниан в свою очередь попытался сохранить секрет шелка, но к IX веку н. э. известие о нем и способе его получения достигло Европы. Впоследствии историки нарекли путь, по которому торговцы перевозили шелк на Запад Шелковым путем.
Поэтическая страничка. Великий шёлковый путь
Восток и Запад – утро и закат –
В контрастах поделили б части света,
Когда бы был Восток не столь богат,
А Запад бы не зарился на это.
Исконное желание: взашей –
Исчезло, своего дождавшись часа,
Мы нашим шёлком губим ваших вшей,
И пряностями сдабриваем мясо…
Стремятся к процветанью города,
Торговля стимулирует движенье,
А гунны и монгольская орда –
Бесплатное к товарам приложенье.
Поёт неутихающий бархан,
Следов стирая тонкую цепочку,
Но длинной цепью вьётся караван –
Дорога не по силам одиночкам.
Как чуда, ждём вечернюю зарю,
Самум задул – зашлось от боли сердце,
Но верим мы слепцу-поводырю: Он нас ведёт на тонкий запах перца.
5.Работа в группе. Составление постера. Работа с учебной, дополнительной литературой, интернет. Составляем постер опираясь на вопросы.
- Объясните, что означает название Великий Шёлковый путь?
- С какого времени возник Великий Шёлковый путь и какие причины послужили этому?
- На какие сферы жизни повлиял Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии международных отношений?:
- Какие товары в основном перевозились по Великому Шелковому пути?
- Производство чего стимулировал Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии хозяйства?
- Каково значение шёлкового пути для торговли?
- Где брал начало Великий шёлковый путь?
- Покажите по карте, какие страны он связывал?
- Какова общая протяжённость Великого Шёлкового пути?
- Покажи на карте, через какие города Казахстана проходил Великий Шёлковый путь?
- Каково значение Великого Шёлкового пути в развитии городов Казахстана?
- Какие народы связывал Великий Шёлковый путь?
- Способствовал ли Великий шёлковый путь развитию культуры? Каким образом?
- Можно ли говорить в данном случает о взаимообогащении культур и на основании чего?
- Каково значение Шёлкового пути в развитии религии?
- Каковы причины угасания Великого шёлкового пути?
- Каково значение Великого Шёлкового пути для современности?
- Какого его значение в развитии современного туризма?
- Какого его значение как культурного наследия?
- Какие документы подтверждают роль Шёлкового пути как культурного наследия для Казахстана?
VI. Жаңа тақырыпты бекіту. Закрепление нового материала. 6мин.
Защита постера.
VII. Жаңа білім мазмұнын меңгерту. Проверка усвоения материала. 5мин
Заполним третью графу таблицы.
Вывод: - В современном мире туризм является важной отраслью мировой экономики. Казахстан обладает уникальными ресурсами для мощного рывка в развитии туризма. В 1987 году на сессии ЮНЕСКО был одобрен Международный проект по комплексному ВШп. В связи с реализацией этого проекта в 1991 году в Казахстане был создан национальный комитет «Жибек жолы». Указом Президента нашей страны возрождается и сама атмосфера шелкового пути – лавки ремесленников, восточные базары, праздничные представления факиров, канатоходцев и т.д. Указом Президента Н.А.Назарбаева от 27 февраля 1998 года была принята государственная программа «Возрождение исторических центров Шп, сохранение и преемственность, развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Программа охватывает 9 регионов Казахстана, расположенных по трассе Шп, включает 115 исторических объектов. Один из них расположен на берегу Сырдарьи. Могила Коркыта – создателя кобыза, певца, композитора, акына, покровителя поэтов и музыкантов.
VII. Үй тапсырманы түсіндіру. Объяснение домашнего задания. 1мин.
-П.21, вопросы ,написать эссе ВШп – центр международной торговли.
VIII. Сабақтың қорытындысы. Итог. Оценки.
Рефлексия Упражнение «Ладонь»
Большой палец – для меня тема была важной и интересной.
Указательный палец - узнал много нового.
Средний палец – мне было трудно.
Безымянный палец – мне было комфортно.
Мизинец – для меня было недостаточно информации.
ребята обводят свою ладонь и закрашивают те пальцы, которые считают нужными
Вопросы для работы над составлением постера.
- Объясните, что означает название Великий Шёлковый путь?
- С какого времени возник Великий Шёлковый путь и какие причины послужили этому?
- На какие сферы жизни повлиял Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии международных отношений?:
- Какие товары в основном перевозились по Великому Шелковому пути?
- Производство чего стимулировал Великий Шелковый путь?
- Каково значение шёлкового пути в развитии хозяйства?
- Каково значение шёлкового пути для торговли?
- Где брал начало Великий шёлковый путь?
- Какова общая протяжённость Великого Шёлкового пути?
- Покажи на карте, через какие города Казахстана проходил Великий Шёлковый путь?
- Каково значение Великого Шёлкового пути в развитии городов Казахстана?
- Какие народы связывал Великий Шёлковый путь?
- Способствовал ли Великий шёлковый путь развитию культуры? Каким образом?
- Можно ли говорить в данном случает о взаимообогащении культур и на основании чего?
- Каково значение Шёлкового пути в развитии религии?
- Каковы причины угасания Великого шёлкового пути?
- Каково значение Великого Шёлкового пути для современности?
- Какого его значение в развитии современного туризма?
- Какого его значение как культурного наследия?
- Какие документы подтверждают роль Шёлкового пути как культурного наследия для Казахстана?