СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему "Культура Древней Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему "Культура Древней Руси"»

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ


1. Мотивация

Учитель приносит в класс «черный ящик»

Вопросы:

1) Предположите, что может быть в этом ящике?

2) Какова цель сегодняшнего занятия? (определить особенности древнерусской культуры)


2. Прогнозируемые результаты

В ходе занятия учащиеся смогут:

- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;

- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;

- составлять описание памятников культуры;

- работать с текстом, сопоставлять и сравнивать;

- выделять особенности древнерусской культуры.


3. Самостоятельная работа

Учащиеся работают в парах. Перед ними таблица, отрывки из древнерусских литературных произведений и задания к ним.


Жанры культуры


Произведения

Устное народное творчество

Песни, сказки, былины

Письменность и грамотность

Берестяные грамоты, славянская азбука (Кирилл и Мефодий), миниатюры

Литература


Летописи, ( монах Нестор - «Повесть временных лет» ),

слова ( «Слово о полку Игореве» ), жития

Зодчество и изобразительное искусство

Деревянное зодчество, каменное храмовое строительство, фрески, мозаика, иконопись

Художественное ремесло

Кузнечное ремесло, резьба по дереву и камню, ювелирные изделия: скань, зернь, эмаль


Задания:

1) Внимательно познакомьтесь с содержанием таблицы

2) Найдите в тексте учебника выделенные слова и объясните их значение (проверьте друг у друга правильность понятий)


4. Предоставление необходимой информации

Учитель представляет презентацию, содержащую информацию о произведениях древнерусской культуры. Идет поэтапная работа с каждым слайдом. Учащиеся называют, что изображено на слайде, сравнивают архитектурные стили, описывают памятники зодчества, называют виды и особенности изобразительного искусства, знакомятся с именами выдающихся деятелей культуры Древней Руси, определяют, к какому жанру литературы принадлежат эти произведения:


А) «…В лето 6370(862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой….»


Б) Как по той ли по дорожке прямоезжей

Да пехотою никто да не прохаживает,

На добром коне никто да не проезживает:

Как у той ли то у Грязи да у Черной,

Да у той ли что у речки у Смородины,

У того ли у креста у Леванидова

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу

Уж как свищет Соловей да по-соловьеву,

В) Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному… В) …Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:

“О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”


После знакомства с берестяными грамотами, учитель достает содержимое «черного ящика» - бересту и демонстрирует учащимся. Каждый получает кусочек бересты и пробует написать на нем.


5. Самостоятельная работа


Задание: завершите схему «Факторы, повлиявшие на культуру Древней Руси»

?

?

Культура Древней Руси









6. Рефлексия

Вопросы:

- какие факторы повлияли на культуру Древней Руси?

- какая цель была поставлена перед уроком?

- назовите особенности культуры Древней Руси

- чему научил сегодняшний урок?














КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Цель урока - ?


Отрасли культуры


Жанры, произведения

Устное народное творчество

Песни, сказки, былины

Письменность и грамотность

Берестяные грамоты, славянская азбука (Кирилл и Мефодий), миниатюры

Литература


Летописи ( монах Нестор - «Повесть временных лет» ),

слова ( «Слово о полку Игореве» ), жития

Зодчество и изобразительное искусство

Деревянное зодчество, каменное храмовое строительство, фрески, мозаика, иконопись

Художественное ремесло


Кузнечное ремесло, резьба по дереву и камню, ювелирные изделия (зернь, скань, эмаль)


Задания:


1) Внимательно познакомьтесь с содержанием таблицы

2) Найдите в тексте учебника выделенные слова и объясните их значение

3) Определите, к какому жанру литературы принадлежат эти произведения:


А) «…В лето 6370(862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой….»


Б) Как по той ли по дорожке прямоезжей

Да пехотою никто да не прохаживает,

На добром коне никто да не проезживает:

Как у той ли то у Грязи да у Черной,

Да у той ли что у речки у Смородины,

У того ли у креста у Леванидова

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу

Уж как свищет Соловей да по-соловьеву,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному…


В) …Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:

“О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”

4) Завершите схему «Факторы, повлиявшие на культуру Древней Руси»

?

?


Культура Древней Руси






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!