СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему: "Культура Древней Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок.  Культура Древней Руси.

Задачи:   рассмотреть особенности культуры Древней Руси, дать характеристику архитектуры, литературы, живописи, устного народного творчества; подвести учащихся к выводу о самобытности, уникальности русской культуры;  продолжить формирование умений работать в группах, индивидуально, в парах анализируя различные источники информации, делая выводы; формировать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

УУД:

-  личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этического оценивание содержания урока на примере пословиц, былин;

- регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности;

- познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст учебника и дополнительного материала, иллюстрации, музыка, видеоматериал, структурирование знаний (таблица, схемы), смысловое чтение,  умение сжато передавать содержание текста;

логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; анализ текста с целью определения особенностей культуры; постановка и решение проблемы

 - коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему: "Культура Древней Руси"»

Урок.  Культура Древней Руси.

Задачи:   рассмотреть особенности культуры Древней Руси, дать характеристику архитектуры, литературы, живописи, устного народного творчества; подвести учащихся к выводу о самобытности, уникальности русской культуры;  продолжить формирование умений работать в группах, индивидуально, в парах анализируя различные источники информации, делая выводы; формировать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

УУД:

-  личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этического оценивание содержания урока на примере пословиц, былин;

- регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности;

- познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст учебника и дополнительного материала, иллюстрации, музыка, видеоматериал, структурирование знаний (таблица, схемы), смысловое чтение,  умение сжато передавать содержание текста;

логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; анализ текста с целью определения особенностей культуры; постановка и решение проблемы

 - коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Ход урока.

  1. Опрос.

- у доски – понятия (объяснить)

Устно – рассказать о монастырях и святых.

  1. Актуализация и постановка задач урока.

  1. Мотивационный этап

- На фоне музыки и видеоряда – слова "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.. .Всем ты преисполнена, земля Русская..."

  Как  вы думаете, о чём у нас пойдёт речь сегодня на уроке?

- Почему нам с вами, изучая историю своей страны, нужно особое внимание обращать на культуру?

  1. Постановка задач урока.

- А что включает в себя понятие культура?

(По ходу высказываний учащихся – записываем на доске: архитектура, живопись, литература, музыка, устное народное творчество и т.д.)

- Определяем последовательность изучения вопросов плана.

(Сами при соблюдении двух условий: традиции, обычаи изучаем на следующем уроке, живопись изучаем после архитектуры – условия записаны на обратной стороне доски – показать в момент составления плана.)

 

 

(Личностные УУД)

Определение темы урока.

Записываем тему.

 

 

 

 

 

 

Целеполагание + планирование (Регулятивные УУД)

  1. Изучение нового материала.

1. Рассматриваем истоки и главные особенности культуры.

- Но прежде чем мы с вами рассмотрим отдельные составляющие культуры древней Руси, давайте узнаем, как авторы вашего учебника определяют её главные особенности.

Посмотрите внимательно на рабочие листы и сформулируйте первое задание, которое необходимо выполнить.

 

 МОТИВ: _________________

 

 

               ОСНОВА _________________

                  ________________________

                  ________________________

 

- Как вы понимаете, что такое патриотизм?  (стр. 93 – определение понятия).

- В каких направлениях культуры особенно чувствовалось влияние Византии?

 

Формулировка задания, работа с текстом и заполнение пропусков в схеме (структуризация материала) (Познавательные – о- УУД)

Самопроверка (+) (Регулятивные УУД)

Ставлю большой знак вопроса – объясните почему?  (В ходе урока – доказать или опровергнуть эти особенности)  (Позн. – Л)

 

 Рассматриваем устное народное творчество.

- Понятие устное народное творчество для вас не является чем-то новым, незнакомым. Вспомните, на каком уроке вы уже с ним встречались? Что включает в себя устное народное творчество?

А из какого произведения взяты такие строки?

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

- О ком слагались былины? 

- Строчки из какой былины вы сейчас слышали?  (Об Илье Муромце и Соловье разбойнике).

Ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои  и их поступки изображены  точно  как в былинах?    

 

(Познавательные – о- УУД)

 

 

Вспоминаем былины.

 

 

 

 

 

Анализ собственного опыта. (Личностные УУД).

 


Рассматриваем письменность, литературу.

- Внимательно посмотрите на ряд понятий и дат (здесь есть и лишние) и составьте, используя выбранные вами слова и дату, предложение, которое поможет нам начать знакомиться с письменностью и литературой Древней Руси.

863 г.,  азбука,  Ярослав Мудрый,  Кирилл,   Мефодий,  школа,  церковь, «Александрия».

- Составляют предложение: В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. 

- Неиспользованные вами слова также имеют непосредственное отношение к письменности Древней Руси. С помощью текста учебника (стр. 86) или вспомнив материал, изученный нами ранее, объясните эту связь.

- Почему в те времена книга считалась самым дорогим и ценным подарком? (вспоминаем о рукописном характере, дорогом материале, миниатюрах).

- Да, несомненно, развитию грамотности на Руси способствовало создание азбуки.

Букварь – он стал всему основа.

С него мы начали судьбу.

Вошло берестяное слово

Не только в терем, но и избу,

И вот до нас дошли, как чудо,

Ручьем пробившись сквозь пласты,

Живая речь простого люда –

Обрывки жухлой бересты.

- Какой вывод можно сделать на основании этого стихотворения?  (Русский народ был грамотным, писали на бересте)

- А что же читали в то далёкое время наши предки?  И кто создавал первые произведения на русском языке? 

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
- О ком идёт речь?  (Вспоминаем Нестора и Повесть временных лет) К какому жанру относится данное произведение?

Рассматриваем жанры литературы.

- Работая с текстом учебника (стр. 87), начинаем заполнение таблицы  (стр.93)

Памятник

Время создание

Автор

«Повесть временных лет» (летопись)

Начало XII в.

Монах Нестор

«Житие Бориса и Глеба»

Начало XII в

Монах Нестор

«Слово о законе и благодати»

Середина XI в

Митрополит Илларион

«Поучение»

Начало XII в.

Владимир Мономах

 

 

 

 

На рабочем листе

 

Вспоминаем материал всеобщей истории.

 

 

(Познавательные – о- УУД)

 

Поиск информации в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения, выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Познавательные – о- УУД)

Индивидуальная работа с текстом, заполнение схемы или таблицы (на выбор)


Рассматриваем архитектуру и живопись.

- Как вы думаете, какой материал стал основным в архитектуре или по-другому зодчестве Древней Руси?

- Несомненно, основным материалом было дерево. Но, всё же, начиная с 10-11 века на Руси стали появляться каменные строения. Как вы думаете, что строили из камня? 

Рассказ с помощью слайдов о культуре +

Задание 3.           Софийский собор

1. Построен в XI веке.                      

2.     Построен в XII веке.

3. Сооружался по образцу римских церквей.

4. Являлся первым каменным храмом на Руси.

5. Собор был украшен мозаикой и фресками.   

6. Сооружался по образцу византийских храмов.

Живопись.

- Рассматривая особенности архитектуры Древней Руси, вы одновременно рассмотрели и особенности ещё один из видов искусства. Какой? 

- Как украшались храмы?  (Вспоминаем понятия мозаика, фреска, икона)  Откуда на Русь пришли эти виды изобразительного искусства?

 

 

 

 

 

 

Записать в таблицу названия и время создания

Работа в группах с раздаточным материалом и текстом учебника.

(Познавательные – о- УУД)

(Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 


Рассматриваем художественное ремесло.

Стратегия работы с текстом.

Стратегия предтекстовой деятельности (приём глоссарий)

Какие понятия мы сможем объяснить, работая с пунктом «Художественное ремесло»?

Что нам нужно сделать для того, чтобы уметь правильно объяснять эти понятия?

- Стратегия текстовой деятельности (чтение с остановками)

По ходу чтения – рассматриваем иллюстрации.

- Стратегия послетекстовой деятельности. (возвращаемся к понятиям)

 

(Познавательные – о- УУД)

 




Домашнее задание:  параграф 10 внимательно читать




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!