Рассматриваем устное народное творчество. - Понятие устное народное творчество для вас не является чем-то новым, незнакомым. Вспомните, на каком уроке вы уже с ним встречались? Что включает в себя устное народное творчество? А из какого произведения взяты такие строки? Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. - О ком слагались былины? - Строчки из какой былины вы сейчас слышали? (Об Илье Муромце и Соловье разбойнике). Ваши любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои и их поступки изображены точно как в былинах? | (Познавательные – о- УУД) Вспоминаем былины. Анализ собственного опыта. (Личностные УУД). | |
Рассматриваем письменность, литературу. - Внимательно посмотрите на ряд понятий и дат (здесь есть и лишние) и составьте, используя выбранные вами слова и дату, предложение, которое поможет нам начать знакомиться с письменностью и литературой Древней Руси. 863 г., азбука, Ярослав Мудрый, Кирилл, Мефодий, школа, церковь, «Александрия». - Составляют предложение: В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. - Неиспользованные вами слова также имеют непосредственное отношение к письменности Древней Руси. С помощью текста учебника (стр. 86) или вспомнив материал, изученный нами ранее, объясните эту связь. - Почему в те времена книга считалась самым дорогим и ценным подарком? (вспоминаем о рукописном характере, дорогом материале, миниатюрах). - Да, несомненно, развитию грамотности на Руси способствовало создание азбуки. Букварь – он стал всему основа. С него мы начали судьбу. Вошло берестяное слово Не только в терем, но и избу, И вот до нас дошли, как чудо, Ручьем пробившись сквозь пласты, Живая речь простого люда – Обрывки жухлой бересты. - Какой вывод можно сделать на основании этого стихотворения? (Русский народ был грамотным, писали на бересте) - А что же читали в то далёкое время наши предки? И кто создавал первые произведения на русском языке? В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. - О ком идёт речь? (Вспоминаем Нестора и Повесть временных лет) К какому жанру относится данное произведение? Рассматриваем жанры литературы. - Работая с текстом учебника (стр. 87), начинаем заполнение таблицы (стр.93) Памятник | Время создание | Автор | «Повесть временных лет» (летопись) | Начало XII в. | Монах Нестор | «Житие Бориса и Глеба» | Начало XII в | Монах Нестор | «Слово о законе и благодати» | Середина XI в | Митрополит Илларион | «Поучение» | Начало XII в. | Владимир Мономах | | На рабочем листе Вспоминаем материал всеобщей истории. (Познавательные – о- УУД) Поиск информации в тексте. Анализ стихотворения, выводы. (Познавательные – о- УУД) Индивидуальная работа с текстом, заполнение схемы или таблицы (на выбор) | |
Рассматриваем архитектуру и живопись. - Как вы думаете, какой материал стал основным в архитектуре или по-другому зодчестве Древней Руси? - Несомненно, основным материалом было дерево. Но, всё же, начиная с 10-11 века на Руси стали появляться каменные строения. Как вы думаете, что строили из камня? Рассказ с помощью слайдов о культуре + Задание 3. Софийский собор 1. Построен в XI веке. 2. Построен в XII веке. 3. Сооружался по образцу римских церквей. 4. Являлся первым каменным храмом на Руси. 5. Собор был украшен мозаикой и фресками. 6. Сооружался по образцу византийских храмов. Живопись. - Рассматривая особенности архитектуры Древней Руси, вы одновременно рассмотрели и особенности ещё один из видов искусства. Какой? - Как украшались храмы? (Вспоминаем понятия мозаика, фреска, икона) Откуда на Русь пришли эти виды изобразительного искусства? | Записать в таблицу названия и время создания Работа в группах с раздаточным материалом и текстом учебника. (Познавательные – о- УУД) (Коммуникативные УУД) | |