СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по изобразительному искусству в 6-м классе Тема: "Виды и жанры изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изчение и повторение видов и жанров изобразительного исксства.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству в 6-м классе Тема: "Виды и жанры изобразительного искусства"»

Разработка урока по изобразительному искусству в 6-м классе
Тема: "Виды и жанры изобразительного искусства"

Разработчик : учитель изобразительного искусства

Бодрикова Л.И.


Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация познавательного интереса к изобразительному искусству

  • В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов изобразительных искусств.

  • К концу урока дети должны

  • Знать: виды и жанры изобразительного искусства, понять, что объединяет виды изобразительного искусства, и чем они существенно отличаются друг от друга.

  • Уметь: мысленно проведя анализ произведений изобразительного искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

  • Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем

Воспитательная:

  • Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).

Оборудование:

Для учителя:

- указка

- сетка кроссворда (на доске или ватмане)

-картины

-плакаты

Для учеников:

-ручка или карандаш

-тетрадь

-раздаточный материал

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

3. Объяснение нового материала.

- Виды изобразительного искусства (графика живопись, скульптура, архитектура, декоративное искусство, дизайн)

- Жанры (исторический, батальный, портрет, бытовой, пейзаж, натюрморт, ню, анималистический, мифологический, карикатура.).


4. Физкультминутка.

5. Закрепление материала

- Работа в парах – взаимопроверка, решение кроссворда.
6. Подведение итогов.


Ход урока

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

2.Вводное слово учителя

-Учитель: Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Искусство – это художественное творчество в целом.

3. Объяснение нового материала

-Учитель:

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

Мы с вами приоткрыли лишь первую страничку огромной книги под названием “История искусств”и познакомились с тремя древнейшими искусствами: Искусством изображения

Искусством звука

Искусством слова.

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные… Они

  • воспринимаются зрением,

  • существуют в пространстве,

  • не изменяются во времени…

  • говорят на своём языке…(пояснить)

Это всё - изобразительные искусства.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

Живопись - когда украшали скалы росписями

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим.

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

Живопись – цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм,

Архитектура – конструкции и пространства,

Дпи – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

Помнишь, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку - и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью)

Учитель: – Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства.

Жанры возникли в разное время.

Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший – анималистический (от фраflЦ.Animale – животное).Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций.

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих "Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве "Симонов монастырь. Облака и золотые купола”, "Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину "Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа.

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как "мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж”), батальным жанром.

Сказочно-мифологический –жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

Батальный жанр(от фр.bataille— битва)— жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

4. Физкультминутка

Упражнения для мышц спины, плеч, шеи, зарядка на расслабление зрения.

5. Закрепление материала


Вопросы к кроссворду – разноуровневые, 3 варианта различной степени сложности

Отгадай кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

1 вариант (1 уровень сложности)

По вертикали:

1. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.

2. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна.

3. .Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки.

4. Человек, проектирующий здания, сооружения, парки и площади, города и поселки.

5. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека.

6.Художник, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок (акварели, гуаши, масла, темперы) нанесённых на плоскость.

7. Исходный материал для изготовления керамических изделий.

8. Дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы.

По горизонтали:

9. Материал для выполнения графических работ, в виде тонких палочек.

10. Основа для изображения, картины.

11. Водяные краски, используемые для живописи.

12. Процесс создания скульптурного произведения из мягкого материала

2 вариант и уровень сложности

По вертикали:

1. Вид изобразительного искусства, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок, нанесённых на плоскость.

2. Один из видов изобразительного искусства, “говорящий” на языке линий и сочетании черных и белых пятен.

3. Вид искусства, который по-другому называют пластикой или ваянием, а изображения создаются из глины, пластилина, мрамора, дерева и др.

4. Как мы называем человека, которого в старину называли “главный строитель”, “зодчий”?

5. Красиво оформленные предметы, которые люди используют в быту (посуда, мебель, одежда, ювелирные украшения и др.).

6. Художник, пишущий картины красками.

7. Пластичный материал, для изготовления посуды, игрушек, скульптурных работ.

8. На чем живописец смешивает краски?

По горизонтали:

9. Легко размазывающийся материал для рисования, набросков в виде стержней или палочек

10. Основа для картины, ,на которой рисуете и вы.

11. Разновидность красок, которые разводятся водой.

12. Работа над мягким, податливым материалом.

3 вариант и уровень сложности

По вертикали:

1. Вид искусства и работы художника, выполненные разными красками, означающие “писать живо”.

2. Черно-белые изображения (рисунки), выполненные на бумаге карандашом, углем, пером и др.

3. Объёмное изображение человека, животных из глины, камня, дерева, металла и вид искусства, название которого произошло от латинского слова “скульпо” (высекать).

4. Кто придумывает внешний облик зданий?

5. Предметы и вещи людей, не только полезные, но и красивые (украшение “декор” как бы “прикладывается” к предметам)

6. Художник, “живописующий” мир красками.

7. Пластичный влажный материал для лепки.

8. На чем смешиваются краски во время работы?

По горизонтали:

9. Палочки для рисования из обгоревшего дерева.

10. Материал, на котором рисуют художники и вы тоже.

11. Разновидность красок, название которых произошло от слова “аква”- вода.

12. Создание объёмного изображения из мягкого материала (глины, пластилина и др.).

Ученикам даётся время на решение кроссворда, затем правильность вместе проверяется на доске.


6. Итог.

Учитель вместе с детьми подводит итог урока со славами: « Мы молодцы, мы справились, мы узнали много нового и интересного».

Домашнее задание: в тетрадях собрать репродукции, в которых представлены разные виды и жанры изобразительного искусства.