СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю плодотворно и интересно провести урок литературы на тему "А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема блудного сына в контексте повести"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»

Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема блудного сына в контексте повести

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-дискуссия с элементами драматизации

Цель урока: выявление идейно-тематического своеобразия повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в процессе работы с текстом

Задачи урока: обучающие: научить глубокому осмыслению повести, анализировать текст;

развивающие: развивать навыки критического мышления, совершенствовать навык монологической речи;

воспитательные: воспитание нравственных понятий, чувство ответственности за свои поступки, чувство уважения, любви к родителям.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, текст произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Давайте вспомним с вами, кто же главный герой произведения?(Самсон Вырин). Составьте синквейн «Самсон Вырин»(работа в парах).(Несколько синквейнов зачитывается).

  1. Мотивация.

(Звучит песня «Скажи мне,мама» группы Баста).

Учитель: родители и дети – люди, связанные воедино узами крови. Мать и отец дают жизнь своему ребёнку, отвечают перед Создателем за то, каким человеком он вырастит. Но, к сожалению, дети, иногда не понимая и не ценя этой жертвенности, отрекаются от родителей. Они уверенны, что смогут идти по жизни без родительского благословения… Правы ли они? На этот вопрос нам поможет ответить повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Нашими героями станут Самсон Вырин и его дочь Дуня.

  1. Целеполагание.

Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке? (ответы детей: попытаемся понять мотивы поступков наших героев, попробуем оценить их).

  1. Основная часть урока.

    1. Вы разделитесь на три группы. 1 группа – лингвисты, 2 группа – художники, 3 группа – эксперты(ученики выс.уровня). Итак, знакомимся: Самсон Вырин и его дочь Дуня. Выслушаем наших героев и затем ответим на такой вопрос: какими мы видим главных героев в самом начале повести?

    2. Монологическое высказывание с элементами драматизации №1(выступают заранее подготовленные ученики под непринуждённую лёгкую музыку).

Самсон Вырин:

- Здравствуйте, милостивые господа! Я – Самсон Вырин, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса. Да, я нахожусь на нижней ступени служебной лестницы, но к своей работе я отношусь свято. Каждый, кто обращается ко мне за помощью, очень доволен мною. Другое дело, как относятся ко мне…Бог им судья…Несмотря ни на что, моя жизнь имеет глубокий смысл, имя которому Дуня. Это моя единственная, любимая доченька, моя радость, гордость, надежда. Да вот она и сама!

Дуня:

- Я приветствую вас, меня зовут Дуня. Папенька так много хорошего сказал обо мне! Но он мог бы этого не говорить, ведь я знаю, что это так. Я стараюсь во всём его поддерживать и никогда его не огорчать. Ведь я его очень люблю!

5.3. Работа в группах.

- Герои предстали пред вами. Выслушав их, вы смогли составить

своё мнение о каждом из них, оценить атмосферу, царящую в доме.

Задание группам.

1 группа: составить ассоциативный ряд слов, который характеризует атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина в начале повести, и прокомментировать свою работу (гармония, уважение, любовь, забота,

преданность, взаимопонимание, радость).

2 группа: на альбомном листе схематически изобразите дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина(цветопись «смотрителя»), прокомментировать свои работы.

3 группа: оценить информацию первых двух групп, дополнить, высказать собственное мнение.

(Участники групп сами определяют, кто будет выступать от их группы).

5.4 Монологическое высказывание с элементами драматизации №2(звучит тревожная грустная мелодия).

- Теперь обратим внимание на то, какими стали наши герои в конце повествования.

Самсон Вырин:

- Я не знаю, зачем мне жить дальше… В чём смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собой мир и счастье. Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе…Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дуняшку. Это позор, это бесчестие…Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути…

Дуня:

- Я пережила несколько мгновений отчаяния. Мне казалось, что меня похитили как забавную игрушку, чтобы потешиться и выбросить. Но судьба сжалилась надо мной: я любима, желанна, богата. Но моё благополучие нарушается приступами душевной боли. Мой отец…Как он там? Мой внутренний судья говорит, что я виновата перед папенькой, ведь я, получается, принесла его в жертву своему счастью…

5.5. Работа в группах.

Вопросы, предваряющие работу в группах:

- О каком внутреннем судье говорит Дуня? (о совести)

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

- Что значит «благословить союз»?

Благословить – осенить крестным знамением, выражая тем покровительство, согласие Бога.

- Что произошло с нашими героями? Какими словами и красками мы можем передать их душевное состояние?

Задание группам.

1 группа: составить ассоциативный ряд слов, который характеризует атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина в конце повести, и прокомментировать свою работу.

2 группа: на альбомном листе схематически изобразите дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина в конце повести(цветопись «смотрителя»), прокомментировать свои работы.

3 группа: оценить информацию первых двух групп, дополнить, высказать собственное мнение.

Гармония и счастье – душевное смятение и безысходность – словно два полюса в судьбе героев. Что изуродовало их души и судьбы? Это нам и предстоит понять. Но пока оставим наших героев, чтобы вернуться к ним позже.

5.6. Работа с текстом.

- Обратим внимание на описание комнаты в доме станционного смотрителя. Что остаётся неизменным? Найдите в тексте и зачитайте описание комнаты.

5.7. Давайте вспомним притчу о блудном сыне(видео «Притча о блудном сыне)

-Как вы думаете, почему автор обращается именно к ней?(найти в тексте и зачитать).

5.8. Работа в группах.

1 группа: Сравнительная характеристика Самсона Вырина и отца из библейской притчи(приём «Круг «Вена») Вырин Отец из притчи





Вопросы предлагаются на слайде:

1.Добровольно ли отпускают отцы своих детей?

2.Готовы ли они простить неразумных детей?

3.Что происходит с отцом после исчезновения сына(дочери)?

2 группа: Дуняша и блудный сын (приём «Круг «Вена»)

Д уня Блудный сын





Вопросы предлагаются на слайде.

1.По какой причине дети оставили дом?

2.Счастливы ли они вдали от родительского дома?

3.Что привело их в дом отца спустя некоторое время?

4.Счастливы ли дети по возвращении в родительский дом?

5.9. Вопрос классу

-Какой нравственный урок вынесли вы из повести «Станционный смотритель»?(Родители –самые дорогие люди на земле; важно успеть сказать родителям, что мы их любим)

5.10. Рефлексия. Во время работы звучит музыка.

Предлагается ребятам на отдельных листах написать послания своим родителям анонимно(приём «Инкогнито»). Выборочное чтение мини-сочинений.

6.Домашнее задание.

Написать письмо одному из героев повести(на выбор).