Литературное чтение.
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
в 4 классе
Цели: познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся, формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей; воспитывать любовь к чтению, к книге.
Формируемые УУД:
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев, пользуются толковым словарём;
Коммуникативные: ведут диалог, выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения.
Личностные: учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного
материала, расширение кругозора;
Ход урока.
Организационный момент.
- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/
2. Этап актуализация пробного учебного действия. Беседа.
Найти подходящую присказку в других сказках, изменить её или придумать свою.
- Почему этими строками начинаем мы наш урок?
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (Будем читать сказку)
- Посмотрите на портрет. Кто это?
- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.
- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?
- Кто был лучшим другом поэта?
- Где учился А. С. Пушкин?
- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?
- Кто готов сегодня их прочесть?
3.Этап локализации индивидуальных затруднений.
- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Посмотрите несколько кадров из этой сказки, определите её название и назовите тему урока и поставьте цели:
Познакомиться с…..
Учиться…….
Применять знания в жизни…..
5.Этап реализации построенного проекта.
- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм.
- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.
Лексическая работа.
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка.
Чтение сказки.
- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать.
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи. Анализ сказки.
- С какими героями сказки вы познакомились?
- Какое время года описывается в данной части?
- Сколько месяцев ждала царица своего царя?
- Какое чудо произошло накануне Рождества?
- Когда воротился царь-отец?
- Что произошло с царицей?
- Через сколько времени царь женился на другой?
- Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.
- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем.
Физминутка.
7.Этап самостоятельной работы.
Самостоятельное чтение учащимися.
- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
- Найти и прочитать описание царицы.
- Что было дано ей в приданое?
- Какое свойство имело зеркало?
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Чтение по цепочке 3 части
- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.
- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.
Беседа о прочитанном.
- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?
- Какой была молодая царица?
- Как звали её жениха?
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?
- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?
- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы этот поступок говорит?
- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?
Вывод: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные
действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?
9.Рефлексия.
Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.
- С какой сказкой вы познакомились сегодня.
- К какому виду сказок относится эта произведение?
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?
Анализ работы по табличкам.
* Всё было понятно.
* Было трудно.
* Расскажу другим.
* Было интересно.
10.Домашнее задание.
- А вот следующее задание по выбору:
Инсценировка эпизода с зеркалом.
Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.