СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике 5 класс по ФГОС по теме: " Уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: математика

Класс: 51

Тема: Уравнение

Тип и место урока в теме: первый урок в теме, комбинированный

Цели:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе, продолжить работу по формированию вычислительных навыков, получить новые знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.

Развивающие:

Систематически развивать у детей умение читать и понимать текст, выделять в тексте новое для себя, формировать умения формулировать познавательные задачи.

Воспитательные:

выработка объективной оценки своих достижений;

формирование ответственности.

Задачи:

Повторить, систематизировать и закрепить основные знания и умения по теме «уравнение», активизировать интерес к учебным предметам, формировать чувство патриотизма.

 

Планируемые результаты обучения

 

Знание

Применение

1Умение ответить на вопросы:

-Что называется уравнением?;

- корнем уравнения?;

- Что значит решить уравнение?

1 Умение решать уравнения, находить его корни.

2Умение ответить на вопрос:

-Как найти неизвестный компонент уравнения? (неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое);

-Как сделать проверку решения уравнения?

2 Умение находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, выполнять проверку решения уравнения.

3 Умение составлять буквенное выражение по условию задачи.

3 Умение решать задачи способом составления уравнения.

 

Оборудование: презентация с использованием интерактивной доски Interwrite Workspace

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Биография»

Детские годы

 

Родина М. В. Ломоносова

Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили черносошные (т. е. государственные) крестьяне. Основным занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Жили они зажиточнее, чем помещичьи крестьяне. Богат был их родной, северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена).

Какой же была архангельская земля, родина Ломоносова, в те времена? Северная Двина и Поморье еще в XVII веке играли видную роль в хозяйственной жизни страны. Архангельск - первый российский порт, принимавший суда из европейских стран,- был одним из центров формировавшегося всероссийского рынка. Иноземные товары шли отсюда в Вологду, Ярославль, Москву и другие города, а в Архангельск стекались товары из разных концов России. Но не только торговля определяла жизнь поморов. Суровый климат Севера, даже при наличии в некоторых местах плодородных земель, не способствовал развитию сельского хозяйства. Вот и стали для поморов главными занятиями рыбная ловля и заготовка рыбы, охота на морского зверя; ходили поморы и за пушным зверем, варили соль, добывали слюду и жемчуг, гнали смолу, строили суда.

Как и другие поморские мальчишки, учился у отца его ремеслу, постигал вековую мудрость поморов, и в это время - пусть сам он того и не сознавал - закладывались основы его грядущих трудов, опытов и научных исканий. Свои детские и юношеские впечатления от суровой северной природы Ломоносов позднее выразил в стихах. Его воображению рисуется, например, торжественная и таинственная красота северного сияния:

С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит нам свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Сын помора

Здесь на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Архангельской губернии, располагавшейся на Курострове в дельте Северной Двины, вблизи Холмогор, которые до возвышения Архангельска были центром Поморского края  родился Михаил Васильевич Ломоносов. Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был крестьянином-помором. Крестьяне, занимавшиеся рыбным промыслом на Севере, хотя и были крепостными, не находились во владении какого-либо помещика, а платили подушный оклад государству. Отцу Ломоносова принадлежало одно из первых на Севере «новоманерных» судов - гукор с корабельной оснасткой, - которые начали строить архангелогородцы вместо привычных лодей и кочей. Мать, Елена Ивановна, урожденная Сивкова, была из семьи дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16в., ко времени Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Они занимались хлебопашеством, но основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что еще в 1710г. Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего ученого, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело.

Сведений о ранних годах жизни М.В. Ломоносова почти не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости и почитании старших. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость - качества столь необходимые в будущей жизни.

В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Дом помора-крестьянина не мог оставаться без хозяйки. В 1721г. отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Однако со второй женой Василий Дорофеевич прожил недолго, летом 1724г. она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов,отец женился в третий раз на вдове Ирине Семеновне ( в девичестве Корельской ) из вотчины Антониево-Сийского монастыря Николаевской Матигорской волости. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой мачехой», которая была с ним в постоянной вражде. «Злую и завистливую мачеху» особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.

М.В.Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десятилетнего возраста он начал помогать отцу. Ранней весной они с отцом отправлялись на промыслы и возвращались поздней осенью. Почти десять лет делил юноша вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Во время плаваний юный помор учился познавать природу, различать направление ветра, определять приближение земли, предвидеть возникновение штормов и бурь, предсказывать погоду.

Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов, где стоит Соловецкий монастырь, тогда важный военно-стратегический и культурный форпост России на Белом море.

Трудные морские переходы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. Любознательный юноша познакомился на родном Севере с жизнью многих народов: ненцев, коми-зырян, лопарей. Он узнал их обычаи, язык. Ломоносов был хорошо осведомлен и в богатстве своего края и знаком со многими промыслами: ловля жемчужных раковин, промысел морского зверя -тюленя, нерпы, моржа, морского зайца; добыча и «выварка» соли.

На родном Севере любознательный юноша наблюдал многие явления природы, которые, став ученым, пытался научно объяснить. Это красочные северные сияния, движения полярных льдов, морские приливы и отливы, сильные штормы, разрушительная сила ветра, рек и морей.

Страсть к учению
Свой путь в большую науку поморский юноша начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Сперва заучивались буквы, которые имели свои непростые названия - «аз», «веди», «глаголь», «добро» и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к чтению слов. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в одиннадцать-двенадцать лет. Вероятно, когда Ломоносовы еще жили одной большой семьей, любознательный мальчик пристрастился к чтению. Многие его родственники были грамотными. Родной дядя, Иван Дорофеевич, служил писцом известного на Севере России Антониево-Сийского монастыря, расположенного недалеко от Холмогор, а троюродные братья, с которыми Михаил Васильевич жил вместе до начала 20-х годов, хорошо читали и писали. Оба они стали подьячими: один - в портовой таможне Архангельска, а другой - в одной из Канцелярий Петербурга. Тесные связи семьи Ломоносовых с такими культурными центрами России, как Петербург и Архангельск, благотворно сказывались на развитии пытливого мальчика и, вероятно, пробудили в нем интерес к книгам, к знанию.

Немало грамотных людей было на Курострове. Сосед Ломоносовых, Иван Шубный, отец будущего известного русского скульптора Федота Ивановича Шубина, хорошо знал грамоту, а местный дьяк, один из воспитанников Холмогорского архиепископского дома, Семен Никитич Сабельников, обучил мальчика писать и читать. От него Ломоносову стало известно, что «для приобретению большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге».

Читать и писать он учился у соседа Ивана Шубина, у местного дьячка Семена Сабельникова и у всех, кто мог и соглашался его учить, чьих имен мы даже не знаем. Интересно, что много лет спустя, Ломоносов помог сыну Ивана Шубина Федоту поступить в Академию художеств. Сделать это было непросто. Ведь детей крестьян туда не принимали. Ломоносов «схитрил»: он пристроил Федота в истопники во дворец императрицы, а затем уже, через год, определил его в Академию как дворцового служителя. И вошло в историю России имя еще одного помора, знаменитого скульптора Ф. Шубина. Именно этот мастер оставил нам единственный в своем роде скульптурный портрет М. В. Ломоносова. Написанные художниками XVIII века живописные портреты Ломоносова, как правило, представляют ученого в парадном мундире академика, красном бархатном камзоле с богатым золотым шитьем, кружевными манжетами и жабо. Шубин создал портрет без традиционных регалий, лоска. Перед нами человек с одухотворенным лицом, со смелым, устремленным вперед взглядом - мыслитель, ученый, поэт, сын народа...

Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви громким голосом читать «Жития святых», псалмы и каноны «и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память».

Поэтому он считался лучшим чтецом в деревне. В то время обучение грамоте означало освоение церковнославянского языка и было первым шагом к образованию. Хотя церковные книги и послужили началом общего образования Ломоносова, но они не увлекли его.

В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал. Сохранились автографы Ломоносова, которые относятся ко второй половине сентября-началу октября 1725 г. В делах Архангельской таможни на ряде документов имеется роспись М. В. Ломоносова. Так, на документе, датированном 29 сентября 1725 г., написано: «По велению отца своего Василья Ломоносова - сын его Михайло Ломоносов руку приложил». В тот же день он расписался за кемского посадского Григория Еремеева, занимавшегося доставкой и продажей хлеба, и за Григория Вершинина.


Первые автографы Ломоносова

Ломоносов начал учиться грамоте по церковным книгам и старообрядческим рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное.

И такие книги он нашел у братьев Дудиных. Василий Дудин, взявшийся учить Михаилу, служил приказчиком на верфи в Вавчуге. Ее хозяин Никифор Баженов в свое время работал в царской токарне, лично знал Петра I. Брат Василия, Егор, был известным мореплавателем и промышленником, а другой брат, Осип,- знаменитым косторезом. Братья хранили книги, купленные еще их отцом. Среди них были «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого. Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, «вратами учености».

Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно «Арифметика» Леонтия Магницкого, которая представляла собой настоящую математическую энциклопедию. Не мало воды утекло, прежде чем Дудины, которым «он долгое время угождал», отдали эти книги Ломоносову.

«Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным,- рассказывает Ломоносов.- Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг перед наследниками Дудиными и наконец получил в вечное владение «Арифметика» Магницкого «Грамматика» Смотрицкого, печати 1645года, то были врата учености моей книга моя беседуют мне: «Разумей читать книги природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищен».

Михайло не просто читал их, но выучил буквально наизусть. Они дали ему то, чего до сих пор ему не дала ни одна церковная книга,- достоверные знания, постижение сути вещей и явлений. Учебник Магницкого сочетал доступное изложение теории с образными практическими задачами. Отдельные его части прямо перекликались с тем, что подмечал Ломоносов в жизни, что его интересовало: разделы о навигации, морской астрономии, о приливах и отливах и т. д. Многое он теперь понимал, мог осмыслить.

Шли годы. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. В особенности очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. При архиепископском доме в Холмогорах в 1723 г. была открыта так называемая словесная школа для подготовки низших священнослужителей сельских приходов. Но в эту школу принимали только детей священников, и юный помор попасть туда не мог, да и к тому же он не имел склонности стать священнослужителем.

Но заниматься науками в родительском доме становилось все труднее. Еще девяти лет Михайло потерял мать, которую очень любил. Через короткое время умерла и вторая жена отца - Федора Уская. Василий Дорофеевич женился в 1724 году в третий раз. При новой мачехе жить Михаиле в отцовском доме стало совсем худо. Позднее он напишет: «Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежественного, и злую и завистливую мачеху, ко-1 торая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод».

Кроме того, Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении. Еще первый его «учитель» Семен Сабельников говорил, что овладеть научными знаниями можно, лишь изучив древние и новые языки. А их в тех условиях самому постичь было очень трудно, если не невозможно. Но где же было учиться Ломоносову?

 С обозом - в Москву!

Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 г., когда ему исполнилось девятнадцать лет. Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на древней русской столице. Об этом городе северяне знали хорошо. Многие часто отправлялись туда с рыбными обозами, а иные оставались там на постоянное жительство. В Холмогорах в доме архиепископа служило немало воспитанников Московской славяно-греко-латинской академии. От них молодой помор мог узнать все подробности об этом учебном заведении, а также и о других школах Москвы.

Можно предположить, что решение уехать учиться именно в Москву возникло у Ломоносова под влиянием Ивана Каргопольского - воспитанника Славяно-греко-латинской академии, закончившего свое образование в Париже в знаменитой Сорбонне. В 1730 г., незадолго до ухода Ломоносова из дома, И. Каргопольский прибыл в Холмогоры, чтобы учительствовать в «словесной школе» при архиепископском доме. Здесь с ним и познакомился любознательный помор.

Ломоносов серьезно готовился к уходу из родной деревни. С помощью земляков он получил на руки паспорт от Холмогорской воеводской канцелярии. В волостной книге Курострова сохранилась запись о том, что «1730 года декабря 7-го дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца пребудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался».

Все приготовления к отъезду Ломоносов осуществил без участия отца, который, как справедливо предполагал юноша, воспротивился бы осуществлению его намерений. Дело осложнялось тем, что Михайло был единственным сыном в семье, и отец надеялся, что в скором времени он передаст все хозяйство и промыслы сыну. Однако юноша имел другое намерение - овладеть высшими науками и ждал удобного случая, чтобы осуществить свои замыслы. В конце 1730 г. Ломоносов узнал, что очередной караван с рыбой отправляется в Москву. Собираясь в далекий путь, смелый помор запасся деньгами, которые ему одолжил сосед. 9 декабря 1730 г. он, «выпросив у соседа Фомы Шубного китаечное полукафтанье и взаимообразно три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь». Не забыл он и паспорт, а также и полученные от Дудиных книги.

Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Его ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Примерно в ста верстах от Холмогор юноша задержался в Антониево-Сийском монастыре, где на монастырском подворье служил его родной дядя, Иван Дорофеевич Ломоносов. Вероятно, на его помощь рассчитывал племянник. Однако ожидаемой материальной поддержки он не получил, и тогда пришлось заложить крестьянину из села Емцы недавно полученное им от Фомы Шубного полукафтанье. Затем с рыбным обозом юный помор отправился в Москву.

Преодолев весь путь за три недели, М. В. Ломоносов в начале января 1731 г. прибыл в Москву.



Просмотр содержимого документа
«Детство»

Детство М. В. Ломоносова

Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

  • стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,

  • трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,

  • чувство языка, способности к изучению иностранных языков,

  • осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,

  • терпимость к неразумному поведению окружающих,

  • беспричинные вспышки ярости,

  • смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,

  • преобладание гордыни над разумом,

  • гибкость в принятии решений,

  • неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,

  • упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,

  • работоспособность, нередко во вред своему здоровью,

  • готовность принять ответственность за многие решения,

  • глубина мышления и в то же время поверхностность,

  • гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,

  • неумение вести хозяйство и планирование производства,

  • неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,

  • страстное желание к познанию нового.

На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!



Просмотр содержимого документа
«Приложение 2фраза»

1218

41001

127

126

194400

7962









Просмотр содержимого документа
«Путь в науку»

Путь в науку.

С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план "побега" Ломоносов скрывал от отца. Земляки помогли получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трех недель добирался в санях рыбного обоза до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.

В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигацкую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт прошение о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.

Славяно-греко-латинская академия , основанная в 1685 году при Заиконоспасском монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины 18 века выполняло роль общеобразовательной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобразований стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священнослужителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина. Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы обучения. Но природный ум и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.

Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли Спасскими школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казенном содержании снимали углы по всему городу. Через земляков-поморов Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие уговоры, никакие испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал графу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".

В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихосложения и основы ораторского искусства, получил основательные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.

На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский географ И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "ученого священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.

После неудачной попытки начать самостоятельную жизнь Ломоносов решил поехать в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и математики, т.к. качество преподавания этих наук в Спасских школах его не удовлетворяло. Однако и в Киевской духовной академии преподавание естественных наук было поставлено не лучше, чем в Москве - везде в объяснении природных явлений использовался религиозно-схоластический подход. Ломоносов продолжает обучение в Спасских школах.

В декабре 1735 года в жизни и деятельности Ломоносова произошло важнейшее событие. В числе лучших двенадцати воспитанников Славяно-греко-латинской академии он направляется для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. С первых дней пребывания в академии Ломоносов проявил большой интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику, продолжал заниматься стихосложением. Из всей массы учащихся Ломоносова выделяло трудолюбие и серьёзное отношение к науке.



Просмотр содержимого документа
«Справка о биографии»

В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре и пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет. Женился за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты. В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 Ломоносов отстаивает  права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 ему поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.



Просмотр содержимого документа
«Уравнение 5 кл»


бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска « Средняя общеобразовательная школа № 118»








Урок математики

в 5 классе

на тему


«Уравнения»








Разработала:

учитель математики

Войтик Татьяна Хамидовна








2015 – 2016 учебный год


Предмет: математика

Класс: 51

Тема: Уравнение

Тип и место урока в теме: первый урок в теме, комбинированный

Цели:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе, продолжить работу по формированию вычислительных навыков, получить новые знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.

Развивающие:

Систематически развивать у детей умение читать и понимать текст, выделять в тексте новое для себя, формировать умения формулировать познавательные задачи.

Воспитательные:

выработка объективной оценки своих достижений;

формирование ответственности.

Задачи:

Повторить, систематизировать и закрепить основные знания и умения по теме «уравнение», активизировать интерес к учебным предметам, формировать чувство патриотизма.


Планируемые результаты обучения


Знание

Применение

1Умение ответить на вопросы:

-Что называется уравнением?;

- корнем уравнения?;

- Что значит решить уравнение?

1 Умение решать уравнения, находить его корни.

2Умение ответить на вопрос:

-Как найти неизвестный компонент уравнения? (неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое);

-Как сделать проверку решения уравнения?

2 Умение находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, выполнять проверку решения уравнения.

3 Умение составлять буквенное выражение по условию задачи.

3 Умение решать задачи способом составления уравнения.


Оборудование: презентация с использованием интерактивной доски Interwrite Workspace

Структура урока:

1 Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний.

Математическая разминка.

3 Мотивационный момент. 

Целеполагание (определение темы урока и постановка целей урока);


3 Информационно-обобщающий. Повторение и закрепление изученного материала.
         Работа по учебнику со статьей параграфа.

4 Практическое повторение и закрепление изученного.

а) Решение уравнений. Форма работы групповая « отгадай фразу»

б) Решение задачи (новым способом, составлением уравнения)

в) Самостоятельное решение задачи с последующей самопроверкой.

5  Подведение итогов

  Домашнее задание.

6 Рефлексия. Релаксация.





ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок мы посвятим великому гражданину, учёному, прославившему Россию. Мы на уроке узнаем много нового и интересного о его жизни и деятельности, выполняя математические задания .

7 декабря 1730 года он получил паспорт, без которого никакое путешествие в те времена было невозможно. Отец не одобрял его стремление отправиться в Москву, но и не сильно препятствовал. А денег не дал. Пришлось обратиться к помощи соседа Ивана  Шубного, который дал юноше три рубля. Прожить в Москве на эти деньги нельзя, но на дорогу хватило. В это время из Холмогор в Москву отправляется обоз с рыбой. К нему-то и присоединился наш путешественник.  Разговоры о том, что он шел пешком, это не совсем так, Юноша выбрался из дома ночью,  когда все спали. Надел две рубахи, нагольный тулуп, взял любимые  «Грамматику» и «Арифметику»  и отправился догонять ушедший караван, только на третий день он его догнал и уже не отставал. А узнать о ком шла речь вы сможете решив устно примеры, записанные на доске.

Холмогоры

На доске

Устная работа (заканчивается круг примером тем же, с которого начали). На И.Д.

Каждому примеру соответствует буква. Решив их, мы узнаем фамилию Великого русского ученого.


«Круговые» примеры»


29+18 (Л) 155 +25 (Н)

27+2 (В)

100-69 (М)


31*5 (О) 47+53 (О)

126-99 (О)


180:6 (О) 30+96 (С)





























Постараемся и мы в рамках сегодняшнего урока повторить тот маршрут, по которому добрался в Москву …., так велика была его тяга к учению.

Емецк

а + 34, 52 + х, х – 38 = 48, с - 57, у + 41

- Рассмотрите выражения записанные на доске.

- Выберите из них лишнее (х – 38 = 48)

-Почему вы так решили? Объясните ( это равенство)

- Кто скажет как называется такое равенство? ( уравнение)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Уравнение Откройте тетради запишите сегодняшнее число и тему урока.

Цели:

Проговорить с учениками.

Цель для детей. Кто скажет чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

  • Повторить решение уравнений

  • Применять их при решении задач

Любое ли равенство можно назвать уравнением? Кто может дать определение.


Усть-Вага

Работа с учебником. Ребята откройте учебник на с.114 Прочтите абзац статьи учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Игра «Ты мне – я тебе»

  • Что называется уравнением?

  • Что значит решить уравнение?

  • Что называют корнем уравнения?

  • Как найти неизвестное слагаемое?

  • Как найти неизвестное уменьшаемое?

  • Как найти неизвестное вычитаемое?

  • Как найти неизвестный множитель?


Шенкурск

Решение уравнений. Работа в парах. « Отгадай фразу» (Приложение 1, 2).

У вас на столе лежат конверты, откройте их. В конвертах зашифровано высказывание М.В. Ломоносова, которое он оставил для нас, и оно актуально и в наши дни. Решив уравнения правильно каждый свое, вы вместе отгадываете высказывание М. В. Ломоносова. (Смогу и добьюсь)


Задание Найдите корень уравнения. (Задание из учебника №354 с.115)


1 а+2546=3764 (смо) 4 2898 : d = 23 (до)

2 46789 – в=5788 (гу) 5 х : 540 = 360 (бь)

3 с*345 = 43815 (и) 6 у-7127 = 835 (юсь)


1218

41001

127

126

194400

7962

смо

гу

и

до

бь

юсь

(а,в,с,d,х,у)

Кто же первый составил фразу? Прочтите высказывание М. Ломоносова.

Рассказать о характере и качествах ученого. Какие нам необходимо воспитывать в себе чтобы достичь цели.

Вельск

Физминутка.


Вологда

Задача

слово учителя

В математике встречается много задач, которые удобнее решать не арифметическим способом, а с помощью составления уравнения. При решении задач способом составления уравнения чаще всего буквой следует обозначать то, что требуется найти в задаче.

с.116 учебника. Задача разобрана. Прочтите задачу.

Устная работа по тексту задачи. Оформите ее в тетради. Одного ученика вызвать к доске.

Составить с ребятами алгоритм (оформить на слайде ИД)

1 обозначить неизвестное за х

2 составить уравнение

3 решить уравнение

4 записать ответ по смыслу задачи.



Ярославль

Этап закрепления. Решение задачи с.117 учебника №359 (1)

При обсуждении условия задачи 1 при составлении уравнения главный вопрос – что принять за х. Общим для всех трех рыбаков является оставшееся у них количество рыб. Его и следует принять за х.

решение можно оформить следующим образом

Пусть у рыбаков осталось по х рыб

х+5+х+6+х+8=64

3х+19=64

3х=45

х=15

2) 15+6=21 (р.) – поймал первый рыбак

3) 15+8= 23 (р.) – поймал второй рыбак

4) 15+5=20 (р.) – поймал третий рыбак.

(задача оформлена на ИД на слайде) самопроверка.

При обсуждении условия задачи 1 ученики должны заметить, что меньше всех рыб поймал тот из рыбаков, который дал 5 рыб. Рыбак, давший 6 рыб, поймал на 1 рыбу больше, а рыбак давший 8 рыб поймал на 3 рыбы больше. после этого можно решить задачу другим уравнением. За х можно принять число рыб , пойманных третьим рыбаком, тогда уравнение примет вид

х+1+х+3+х=64

3х+4=64

3х=60

х=20

(если будет резерв времени предложить №360 (2) для самостоятельного решения).

Москва

Подведение итогов урока

– Наше путешествие продолжалось 45 минут. Путешествие же М.В.Ломоносова продолжалось более трех с половиной недель. Школ в древней столице было две. 
Первая, которая привлекала юношу, была навигационная, вторая  находилась в  самом центре Москвы на шумной Никольской улице, в  Заиконноспасском  Монастыре. Монастырь так и назывался, так как стоял за  торговыми рядами, где продавали иконы. Официально школа называлась Славяно-Греко-Латинская  академия или просто Спасские школы.  «Смогу и добьюсь!» – вот что стало девизом Ломоносова в школе, а потом на всю жизнь.

Домашнее задание с.114 выучить определения, №353(а,в), № 359(2 а,б)

Надеюсь, что наша земля, взрастившая известного ученого М.В.Ломоносова – человека, имя которого составляет эпоху в летописи человеческого бытия, блестящего гения во многих областях знаний, даёт российской и мировой науке новых учёных. Воплощайте идеи  М.В.Ломоносова, служите интересам России.

Рефлексия

Продолжи фразу:

Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …

Релаксация

Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!