Тема: Состав числа 10. Решение задач
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решении выражения, решать простые задачи.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
10 10 10
II. Закрепление знания состава числа 10.
Для этой цели можно использовать задание 1 (с. 18 учебника) и другие аналогичные задания, например: «Какое число и знак пропущены?»:
6 * = 10 10 * = 5 7 * = 10
8 * = 10 10 * = 10 10 * = 8
III. Закрепление умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5 и применять переместительный закон сложения при решении выражений.
Устно с объяснением учащиеся выполняют задание 2 (с. 18 учебника).
При решении примеров на сложение ученики применяют переместительный закон сложения. Находя значения выражений на вычитание, учащиеся опираются на знание состава чисел либо пользуются изученными приёмами вычитания чисел 3, 4, 5 из данного числа.
Самостоятельная работа учащихся.
– Опираясь на знание состава числа, найдите значения выражений (задание 2, с. 11 тетради).
Задание по вариантам.
– Найдите значения выражений.
Вариант I:
3 + 2 4 + 6 9 – 2
5 + 3 1 + 8 6 – 3
Вариант II:
6 + 1 3 + 7 10 – 2
5 + 2 4 + 5 7 – 3
Взаимопроверка.
IV. Сравнение чисел и выражений.
Выполняя задание под чертой (с. 18 учебника), учащиеся сравнивают числа и выражения. Особое внимание учителю следует обратить на 2-й и 3-й столбики, где суммы и разности сравниваются с числом.
Например: 6 + 2 * 6.
Слева записана сумма чисел 6 и 2, справа дано число 6. (Следует обратить внимание на то, что в обеих частях присутствует число 6, но в левой части оно увеличивается на 2, следовательно, левая часть больше правой.)
Сумма чисел 6 и 2 больше шести.
6 + 2 6
Возможно, учащиеся захотят найти значение суммы (6 + 2 = 8; 8 6), учителю следует рассмотреть предложенные варианты.
V. Подготовительная работа к решению составных задач.
Учащиеся читают задачу 3 (с. 18 учебника).
– Вы прочитали задачу? О чём говорится в условии? О чём в задаче спрашивается?
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Вычитание.)
– Почему? (Так как в условии сказано, что российских марок на 3 меньше.)
– Запишите решение. (6 – 3 = 3 (м.).)
– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)
– Почему? (Так как спрашивается, сколько всего марок.)
– Запишите решение. (6 + 3 = 9 (м.).) Ответьте на поставленные вопросы задачи.
Аналогично разбирается задача 4 (с. 18 учебника).
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание 5 (с. 18 учебника): чертят отрезки заданной длины.
– Какова длина второго отрезка? (3 см.)
Затем учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 3 (с. 11 тетради).
– Какая фигура изображена? (Треугольник.)
– Измерьте стороны треугольника и запишите их длину.
– Что заметили? (Две стороны треугольника равны.)
Вывод: треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.
VII. Итог урока.Вопросы: Чему научил вас урок? Какое задание было для вас самым интересным? Какое самым трудным? Что бы хотелось выполнить ещё?