Тема урока | Умножение десятичных дробей |
Тип урока | изучение и первичное закрепление новых знаний |
Цель урока | создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности обучающихся |
Задачи | - в личностном направлении: - формировать у обучающихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формировать уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека; - формировать культуру умственного труда; - в метапредметном направлении: - формировать умения организовывать учебную деятельность: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своего труда; - формировать умения формулировать гипотезы, приводить аргументы, доказывать свою точку зрения; - развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; - в предметном направлении: - изучить правило умножения десятичных дробей; - рассмотреть примеры умножения десятичных дробей; - применить знания, умения и навыки в конкретной ситуации. |
Основные термины, понятия | правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т. д, десятичной дроби на десятичную дробь, десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д., свойства умножения. |
Методы и методические приемы | проблемный, частично поисковый, наглядный. |
Планируемый результат | Предметные: уметь умножать десятичные дроби. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные –уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; познавательные – уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Этапы урока | Название использу-емых ЭОР ( с указани-ем действий) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
1.Организация на урок Цель этапа: создание комфортной ситуации для начала урока (1мин) | | - Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Проверьте, все ли готово к уроку, уберите лишние предметы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Я желаю вам хорошей работы. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: организация своей УД. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний Цель этапа: Создание проблемной ситуации, фиксация на новой учебной задаче. (10мин) |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55397/? (демонстрация) Показ слайда№1 Показ слайда№2 | -Ребята, давайте подведем итог полученным ранее знаниям. Какие арифметические действия с десятичными дробями вы научились выполнять? Создаѐт эмоциональный настрой на выполнение заданий. Решаем устно. 1.Упражнение по теме "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д." 4
2.Слайд 1. Лови ошибку 0,3*5=1,5 0,04*9=3,6 2,5*4=10 0,276*100 =27,6 0,276:10=27,6 Какие ошибки вы нашли? Что вы исправляли? Какие правила мы уже изучили, в которых требуется поставить запятую в нужном месте? Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить эти правила. 3.Слайд 2. - Решите следующие примеры: 1) 3,5•2 2) 3,5•7 3) 3,5•74 4) 3,5•27 5) 3,5•7,4 - Что у вас получилось? | Отвечают на вопрос учителя (Сложение и вычитание десятичных дробей; умножение десятичных дробей на натуральное число) Решают устно, исправляют ошибки, комментируют, вспоминают правила. Учащиеся проговаривают правило умножения десятичной дроби на натуральное число и применяют его при решении предложенных примеров. Один пример выполняют фронтально, затем парами, фиксируя полученные ответы. Ученики не могут начать решать пример 5) из-за недостатка знаний. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Предметные: обобщение умений умножать десятичные дроби на натуральные числа. Личностные: оценивание усваиваемого материала.
|
3.Постановка учебной задачи (локализация затруднений) Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной де-ятельности: отсутствие правила умножения десятичных дробей; 2) согласовать цель и тему урока: правило умножения десятичных дробей. (3 мин) | | - Сформулируйте проблему урока. - Какова цель нашего урока? Цель: открыть правило умножения десятичных дробей, учиться выдвигать гипотезы, логически мыслить, анализировать и делать выводы. - Сформулируем вместе тему урока. | Проблема урока: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь? Дети пытаются формулировать цель урока. Записывают в тетради число, тему урока. | Личностные: связь между целью УД и ее мотивом, целеполагание. Метапредметные: Регулятивные: целеполагание, прогнозирование и планирование деятельности. Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение грамотно выражать свои мысли. |
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. ( 5 мин) | | - Давайте вернемся к проблеме урока: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь? - Какие есть предположения? - В учебник смотреть неинтересно. Давайте вы сами попробуете сформулировать правило такого умножения чисел. - Рассмотрим еще раз пример 3). Какой способ вычисления вы еще можете предложить? - Можно ли так поступить с 5) примером? - Тогда как мы можем сформулировать правило, по которому мы будем умножать десятичные дроби? - Найдите его в учебнике. | Ученики предлагают посмотреть правило в учебнике. - Давайте 35 умножим на 74. Только если 3,5 в 10 раз меньше 35, то и результат умножения будет в 10 раз меньше. То есть потом мы произведение разделим на 10. Передвинем запятую влево, т.к. число должно получиться меньше и на 1 цифру, потому что в 10 есть один ноль. - Можем. И передвинем запятую на 2 цифры, т.к. в каждом множителе есть по одно цифре после запятой. - Нужно умножить, как натуральные числа, а потом отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе. Ученики сверяют сформулированное ими правило с учебником. | Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления, культура умственного труда. Метапредметные: Регулятивные:целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий. Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Предметные: представление учащихся о правиле умножения десятичных дробей и способах его доказательства. |
5.Первичное закрепление Цель этапа: организовать первичное применение нового знания (14мин) | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55397/? (демонстрация) http://fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html (демонстрация) | - Теперь для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить 1.Упражнение по теме "Умножение десятичных дробей" 1;2;4 2.Задание в картинках по теме «Умножение и деление десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000...; 0,1; 0,01 и т.д.». К2 3. У доски в тетрадях решить №914(1и 2 столбики), стр.231 учебника | Ученики решают примеры в тетрадях и у доски, каждый раз проговаривая правило вслух. Решают задания №914 (к доске выходят по «цепочке») | Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование. Метапредметные: Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД. Познавательные: анализ, синтез, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка. Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах. Предметные: знание принципов умножения десятичных дробей. |
6. Обучающая самостоятельная работа. Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. (10 мин) | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55397/? (демонстрация) | - Предлагаю вам для самостоятельного выполнения и последующей совместной проверки следующее задание: 1.Задание для проверки по теме "Умножение десятичных дробей" 2 и 3 2.Упражнение по теме "Умножение десятичных дробей" 3 | Ученики выполняют задание. | Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование Метапредметные Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности. Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные: умение применять на практике правило умножения десятичных дробей. |
7.Рефлексия Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. (2 мин) | | Учитель проводит рефлексию с учениками, задавая им вопросы: - Какой была тема сегодняшнего урока? - Что узнали сегодня на уроке? - Что научились выполнять? - Что вам запомнилось сегодня? - Оцените свою работу на уроке. | Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений. Домашнее задание: п.34, № №915; 960 | Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные Регулятивные: оценка своих достижений на уроке Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно. Предметные контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |