Урок математики в 5 классе.
УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2016.
Место урока в учебном плане: 2 урок по теме.
Тема урока. Виды углов. Измерение углов.
Тип урока. Урок рефлексии.
Цели:
Личностные: развивать умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, развивать навыки оценки своей деятельности, работы в парах, формировать ответственное отношение к обучению.
Метапредметные: научить использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Предметные: закрепить навык измерения углов, научить строить угол в 30 градусов без транспортира.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся измерять углы, строить углы заданной величины.
Основные понятия: градус, транспортир, измерение углов, развернутый угол, острый, прямой, тупой угол.
Оборудование и материалы: транспортиры, видеопроектор, кроссворд, раздаточный материал (макеты углов трех цветов: красный - 90˚, зеленый - 45˚, синий - 30˚ по количеству парт в классе, квадратный лист бумаги, инструкция по выполнению эксперимента), презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(слайд 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии. На нашем уроке присутствуют гости, давайте порадуем их хорошими знаниями.
- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды?... Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд. (слайд 2)
- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.
2. Мотивация урока.
1. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)
2. Единица измерения угла? (градус)
3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)
4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? (луч)
Р | А | З | В | Е | Р | Н | У | Т | Ы | Й | | |
| Г | Р | А | Д | У | С |
О | С | Т | Р | Ы | Й |
Л | У | Ч | | | |
- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (угол)
- Какую фигуру называют углом? (фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало)
- Какие виды углов вы знаете? (развернутый, прямой, острый, тупой)
(на доске учитель записывает, что дети уже знают по теме урока)
3. Постановка целей.
- Итак, сформулируйте цели урока. (применение полученных знаний для построения, измерения и определения вида углов)
- На предыдущих уроках вы познакомились с геометрической фигурой, которая называется «Угол», научились измерять и строить углы с помощью - измерительного прибора (как он называется - транспортир).
(на доске учитель записывает, что дети уже умеют по теме урока)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по измерению и построению углов. Вы покажите свои знания, выполняя разнообразные задания. (слайд 3)
- Запишите тему урока. "Виды углов. Измерение углов".
4. Актуализация опорных знаний.
1.
- Запишите острые, тупые и прямые углы, изображенные на рисунке. (слайд 4)
- У доски будут работать 3 учащихся (первый учащийся выписывает названия острых углов, второй учащихся-прямых углов, третий учащийся - тупых углов). Остальные ученики записывают в тетради.
Острые углы: ∟АОЕ, ∟ROC, ∟BAC, ∟ACD, ∟DCA, ∟CAD, ∟BRE, ∟RED, ∟BAO
Прямые углы: ∟АВС, ∟ВСD, ∟CDA, ∟BAD
Тупые углы: ∟AOR, ∟COE, ∟ERC, ∟REA
2.
- У вас на парте три макета углов трех цветов: красный - 90˚, желтый - 45˚, голубой - 30˚.
Угол 90° | Угол 45° | Угол 30° |
| | |
Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135˚, 75˚, 15˚.
(самостоятельная работа учащихся, проверка) (слайд 5)
Проблемный вопрос
- С помощью макетов у вас получились углы с заданными градусными мерами. Макеты я построила с помощью транспортира. А как без транспортира строить углы? Решим задачу, внимательно слушайте ее условие.
3. Исследовательская работа (слайд 6)
- Основным показателем при расчете лестничного марша является его уклон (крутизна). Идеальный уклон 30 градусов, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. Папа на даче строит лестницу и хочет установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого ему нужен макет угла из фанеры. Он просит своего сына помочь ему сделать бумажный шаблон угла, который он затем приложит к фанере и выпилит нужный макет.
- При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но транспортира на даче нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!!
- Можно ли построить угол без транспортира? (слайд 7)
- На каком этапе работы мы сейчас находимся? (1. этап постановки проблемы)
- В чём проблема? Сформулируйте проблему. (как без транспортира построить угол в 30°, как изготовить шаблон угла в 30° без транспортира)
- Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!
- Какой этап работы сейчас? (Происходит выдвижение гипотезы - предположение)
- Сформулируйте гипотезу. Гипотеза: можно отложить угол, равный 30 градусам, без транспортира с помощью квадратного листа бумаги.
- Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать)
- Что происходит сейчас, какой этап работы? Поиск и предложение возможных вариантов решения
- Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.
- К какому этапу мы подошли? Исследование
- Приглашаю присоединиться ко мне. (демонстрация учителя) Воспользуйтесь инструкцией, на вашем столе.
Эксперимент:
Инструкция |
№ | Действия | Рисунок |
1 | Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. (рис. 1) | рис.1 |
2 | Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба. (рис.2-3) | рис.2 рис.3 |
3 | Измерить получившийся угол. (рис.4) | рис.4 |
- Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, посмотрите в инструкцию, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.
- Ребята – получилось????
- Предлагаю взять транспортир и измерить получившийся угол!!!
- Сколько градусов? Одинаковое значение у вас получились?
- Подтвердился эксперимент?
- Какой способ легче? (транспортиром измерять легче)
- Какой способ легче применить на практике?
- Какой этап работы сейчас? Анализ
- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)
- Ребята прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла.
- Получился шаблон?
- Какой этап работы сейчас? Продукт
(выключить проектор)
- Какой вид угла мы получили? (острый)
- Что нового вы узнали? (ответы учащихся) - Я УЗНАЛ:
- Чему научились? (без транспортира строить угол в 30°) - Я НАУЧИЛСЯ:
5. Физкультминутка (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения)
«Верно или ложно?»
- Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то ничего не делаете
Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
Единицы измерения углов: градусы, минуты?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
Развёрнутый угол равен 180°?
Прямой угол равен 160°?
Прямой угол равен 90?
Острый угол больше прямого?
Острый угол равен прямому?
Острый угол меньше прямого?
Тупой угол меньше прямого?
Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
Угол, меньше 90° называется острым?
Угол, больше 90°, но меньший 180° , называется тупым углом?
6. Оценочный этап.
Самостоятельная работа.
- Мы отдохнули и готовы работать дальше. Запишите на листочке свою фамилию, имя, класс.
Вариант 1. |
Работу выполнил(а) |
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Вариант 2. |
Работу выполнил(а) |
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
7. Рефлексия (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся)
- Ребята заполните БИЛЕТИК на выход
продолжив предложение «Сегодня на уроке я повторил…., научился…, узнал…., закрепил…»
отметив то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке:
все понял, могу помочь другим
запомнил
все понял
нужна помощь
ничего не понял
8. Домашнее задание.
Найдите углы, обозначьте их градусную меру.
Приложение. Инструкция. (распечатать 4)
Инструкция |
№ | Действия | Рисунок |
1 | Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. (рис. 1) | рис.1 |
2 | Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба. (рис.2-3) | рис.2 рис.3 |
3 | Измерить получившийся угол. (рис.4) | рис.4 |
Инструкция |
№ | Действия | Рисунок |
1 | Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. (рис. 1) | рис.1 |
2 | Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба. (рис.2-3) | рис.2 рис.3 |
3 | Измерить получившийся угол. (рис.4) | рис.4 |
Приложение. Физкультминутка. (распечатать 1)
Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
Единицы измерения углов: градусы, минуты?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
Развёрнутый угол равен 180°?
Прямой угол равен 160°?
Прямой угол равен 90?
Острый угол больше прямого?
Острый угол равен прямому?
Острый угол меньше прямого?
Тупой угол меньше прямого?
Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
Угол, меньше 90° называется острым?
Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?
Приложение. Самостоятельная работа (распечатать 4)
Вариант 1. |
Работу выполнил(а) |
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Вариант 2. |
Работу выполнил(а) |
Задание: - назвать угол - измерить этот угол - записать результат измерения - записать вид угла |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Приложение. Рефлексия. (распечатать 3)
БИЛЕТИК на выход | БИЛЕТИК на выход |
Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» | Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» |
все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял | все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял |
БИЛЕТИК на выход | БИЛЕТИК на выход |
Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» | Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» |
все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял | все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял |
БИЛЕТИК на выход | БИЛЕТИК на выход |
Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» | Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» |
все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял | все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял |
БИЛЕТИК на выход | БИЛЕТИК на выход |
Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» | Сегодня на уроке я: повторил_____________________________________, научился_____________________________________, узнал________________________________________, закрепил_____________________________________» |
все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял | все понял, могу помочь другим запомнил все понял нужна помощь, ничего не понял |
Приложение. Домашнее задание. (распечатать 11)
Я ЗНАЮ: |
Я УМЕЮ: |
Я УЗНАЛ: |
Я НАУЧИЛСЯ: |