СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение" УМК Виленкин

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

1

ФИО

Губанова Наталья Анатольевна

2

Место работы

МКОУ «Адуевская основная школа»

3

Должность

Учитель математики

4

Предмет

Математика

5

Класс

5

6

Тема и номер урока в теме

Уравнения, 1урок (45 минут)

7

Базовый учебник

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 26-издание, стереотипное. Издательство МНЕМОЗИНА. Москва 2013

8

Цель урока

«Сформировать представление об уравнении как предложении с переменной, ввести в речевую практику понятие корня уравнения; отработать алгоритм нахождения неизвестных компонентов уравнения; вместе с учащимися учиться выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий»

9

Задачи:


- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий; решать двушаговые уравнения сведением к простейшим уравнениям.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

10

Тип урока

комбинированный урок.

11

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах


Необходимое техническое оборудование

доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран

12

Используемые ЭОР


Презентация




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку:

Здравствуйте дети! Сегодня на уроке мы повторим свойства сложения и вычитания, вспомним, что называют уравнением и познакомимся с новым понятием корень уравнения, научимся решать простейшие уравнения.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

1

Р: Прогнозирование своей деятельности.

К: Умение слушать и вступать в диалог.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Слайд 1

Проверка домашнего задания (заранее на доске один из учеников готовит домашнее задание)

Устный счет. Слайд 2.

Ребята, на доске зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. В тетради записывайте только ответы.

1)120-20*4

2)215-(115+97)

3)(549+298)-249

4)15+420:4

5)(296+157)-146

6)11+23+27+39+29.


129

40

197

120

3

400

307

7

598

48

ь

к

у

е

о

м

н

ш

р

в


Какое слово получили?

(КОРЕНЬ). Слайд 3

Участвуют в беседе с учителем

1 ученик отвечает домашнее задание, остальные проверяют.





Работа в тетради.





Отвечают на вопросы:

(возможные ответы)


Слово корень



5

П.: Поиск и выделение необходимой информации.

Р.: Постановка цели учебной задачи.

К.: Умение слушать и вступать в диалог.

3

Изучение нового материала.

Вместе с учениками определяет цель урока, путем наводящих вопросов, помогает сформулировать определения уравнения, корня уравнения, алгоритм нахождения неизвестного компонента.

Какое же отношение корень имеет к нашему сегодняшнему уроку?

У чего есть корни?

Нам это не подходит, а еще? говорят «мои корни от сюда», что это значит? Что предки человека с этого края. Но и это к нашей теме не очень подходит. В математике понятие корень неразрывно связан с понятием уравнения. Давайте вспомним с начальной школы, что же называют уравнением?

Да, действительно уравнение содержит букву, которая обозначает неизвестное, но данное определение неполное. Давайте выполним следующее задание и дадим определение уравнения.

№2. Слайд 4

Какое из выражений является уравнением:

1) а-3=45

2)458-236=222

3) х-34=х-34

4)у-45+7

5) 0*у=9

6) х(х+2)=15

(1,3,5,6)

Почему выражения по № 2 и 4 не являются уравнениями?


Давайте сформулируем, что такое уравнение

Слайд 5.

Корнем уравнения называют значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Что с уравнениями мы делаем?


Что значит решить уравнение?


А всегда ли у уравнения есть корни?


Вернемся к уравнениям №2. Слайд 6

1 уравнение имеет корень?;

3 уравнение ?;

5 уравнение ?;

6 уравнение ?

внимание на уравнение 3 имеет много корней, а уравнение 5 не имеет корней вовсе. Поэтому решить уравнение-это найти все его корни или показать, что корней нет.

Слайд 6

В математике существует раздел, который изучает способы решения уравнений, он называется алгебра. Слово алгебра произошло от узбекского слова, входившего в название книги «китаб аль-джабр валь мукабала» узбекского математика Мухамеда аль Хорезми. Слайд 7.

Теперь ответим на вопрос как решать уравнения? Слайд 8.

Учебник стр.59-60



Участвуют в беседе с учителем, формулируют ключевые определения , в тетрадях записывают ответы к заданиям.


Корень есть у растений, деревьев, зуба, является частью слова и т.д.



уравнение – это выражение с буквой








1,3,5,6






во 2 нет буквы, а в 4 нет знака «=»


уравнение называют равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой


решаем


решить уравнение, значит, найти корень

да, нет



да, 48

да, разные числа

нет

да, 3







будем использовать правила нахождение неизвестного



7

П.: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Р.: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К.: Умение слушать и вступать в диалог

4

Решение задач.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Слайд 9

№3. Найдите корень уравнения (2 человека решают у доски, затем, следующие 2 человека решают у доски):




А) 34+х=1056

Х=1056-34

Х=1022

Ответ:1022

Б)

567-у=178

У=567-178

У=389

Ответ: 389

В)

с – 195=236

С=236+195

С=431

Ответ: 431

Г)

а+764=764

А=764-764

А=0

Ответ: 0








2человека работают у доски, остальные работают в тетрадях с взаимопроверкой (работа в парах), комментируют полученные ответы.





8

П.: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Р.: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

К.: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

5

Физминутка.

Слайд 10.

Ну-ка , дети, быстро встали

Руки вверх мы все подняли

Головою повертели

Друг на друга посмотрели

И на место дружно сели.

Выполняют разминочные упражнения.



2



6

Решение задач.

(продолжение)

Вводит понятие двушаговое уравнение и предлагает выбрать учащимся способы решения. Комментирует, направляет работу учащихся.

Слайд 11

№4. Решите уравнения:

(115+х) – 34=200

Такие уравнения называю двушаговые. Как вы думаете: почему?

Как вы думаете, как решают двушаговые уравнения?

А как? (наводит детей на правильный ответ)

Данные уравнения решим двумя способами:

Слайд 12


1 способ

( применение свойств сложения и вычитания)

(115+х) – 34=200

(115-34)+х=200

81+х=200

Х=200-81

Х=119

Ответ: 119


2 способ

(применение правил

нахождения неизвестного

компонента в сумме

или разности)

(115+х) – 34=200

115+х=200+34

115+х=234

Х=234-115

Х=119

Ответ: 119


Как выдумаете, какой из способов применять можно всегда?


А почему способ применения свойств сложения и вычитания можно применить не всегда?


Слайд 13

Решите уравнение

Каким способом будем решать уравнение? Почему?

146-(у-54)=12

У-54=146-12

У-54=134

У=134+54

У=188

Проверка:

146-(188-54)=12

146-134=12

12=12

Вступают в диалог с учителем, предлагают способы решения, выбирают наиболее рациональный.

№4 работают в тетрадях, с последующими комментариями

решаются в 2 шага.


Приводят к простому уравнению

Используем свойства рационального счета или воспользуемся правилами нахождения неизвестного компонента.








способ применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности.

не всегда в уравнении есть свойства сложения и вычитания.


решить данное уравнение, используя свойства сложения и вычитания невозможно, решим это уравнение, применяя правила нахождения неизвестного компонента в сумме

или разности


Работают самостоятельно в тетрадях.

10

П.: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Р.: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

К.: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

7

Контроль полученных

знаний.

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.

Самостоятельная работа.

Найдите корень уравнения: Слайд 14

В – 1

1)354-а=116

2)х-368=112

3)у+78=680

4)176-(х+89)=36


В – 2

1) 108+с=240

2)у-97=146

3)670-а=256

4) (х+112)+57=289







Учащиеся самостоятельно выполняют задания.



10

П.: Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.

Р.: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция.

К.:Самоопределение с целью получения наивысшего результата.

8

Подведение

итогов урока.

Вместе с учениками формулирует основные тезисы изученной темы.

Подведем итог работы на уроке:

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ли цели?

- Назовите тему урока.

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке.

Сегодня на уроке мы вспомнили, что называют уравнением, как решают простейшие уравнения, узнали, какие уравнения называют двушаговыми и почему, какими способами их можно решать.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: п. 10 стр.58 ответить на вопросы, № 395(1 строка), 396, 402. Слайд 15, 16

Спасибо за урок, до свидания!





Участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание.



2

П.: Структурирование знаний.

Р.: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

К.: Умение слушать и вступать в диалог.

Л.: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.