СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обучению грамоте 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по  обучению грамоте 1 класс по  теме :Звук [э]. Буквы Ээ. По программе "Перспектива".

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять –

  Урок пора нам начинать.

   Вы друг другу улыбнитесь

   И тихонечко садитесь.          

 

II.   Эмоционально – волевая регуляция.     

- Давайте «расшифруем »для себя слово урок.                    1 слайд

- Назовите то полезное, что вы унесёте с урока, на каждую букву этого слова.

-Например: У-ум, умиротворение, учёность, усилие, упорство, умение, удовольствие;

                    Р- радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост;

                    О- отзывчивость, общительность, обаяние, обучение,  обязательность, оживление;

                    К- красоту, количество, критику, компетентность

 

III.   Развитие речевого аппарата.

  1. Артикуляционная разминка.

-Резко надавить кулачками по надутым щекам.

      2.  Дыхательная гимнастика.

           Упражнение «Листопад»

-У вас на партах лежат листочки деревьев.

 - Поднимите листочки: У кого берёзовые?, У кого кленовые? У кого дубовые?

-Как назовём  их одним словом? – (Осенние).

 -Подуйте на листья так, чтобы они полетели, закачались.

-Положите листочки на ладошку. Сделайте вдох носом, выдох ртом.

    3. Работа над дикцией.

Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.        (2 слайд)

 

- Произнесите скороговорку внятно и медленно.

-  Произнесите с вопросительной интонацией.

-Произнесите с интонацией удивления.

 

IV. Актуализация знаний.

 (А, О, У, И, Ы).                                      (3 слайд)

- Что вы видите ?  (Знаки изображения звуков - буквы.)

- Что нужно сделать, чтоб они зазвучали? («Включить речевой аппарат».)

- Давайте произнесём и  послушаем, как они звучат? (Хоровое чтение)

- В чём сходство этих звуков? (Они все гласные.)

- Какой звук называется гласным?

V. Мотивационно- целевой этап.

 

(Учитель читает стихотворение)

 

- Послушайте внимательно стихотворение.

-Какой звук часто встречается в этом стихотворение.?

Элла, Эмма, это, эх,

Эскимо, экспресс, поэт,

Элеватор, эскалатор,

Эхо, эму, экскаватор!

- Что вы заметили? (Во всех словах стихотворения есть новый гласный  звук.)

- Какой это звук? (Звук [э] ).

- Что вы можете рассказать об этом звуке?           (проблемный вопрос)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [э], составлять звуковые схемы слов, научиться писать соответствующие буквы).

VI. Работа по теме урока.

 

1. Работа по «Азбуке» (стр.74)

- Какую машину вы видите на «волшебном» рисунке? (экскаватор)

- Что такое экскаватор?  (Землеройная машина).                            (4 слайд)

- Только ли роет она  землю?  (Она может добывать уголь )

- В Тулуне вы видели такую машину? (Азейский и Тулунский разрезы, где добывают уголь)

- С  какого звука начинается это слово ?(Со звука  [э]).

- Что можно сказать о нём?  (Это гласный звук.)

- Какой буквой он обозначается на письме?  Найдите её на «волшебном» рисунке.

- Покажите букву э на ленте букв.

- Что можете сказать? (Гласные верхнего ряда дают твёрдость согласным звукам, а гласные нижнего ряда дают мягкость)

 

Работа в группах.

- Разгадайте ребус. (Эму)

- Кто такой эму? (австралийский страус)  (показать картинку и рассказать о страусе)                                                            (5  слайд)

Работа в паре.

(Составляют из звуковых карточек слово эму)

- Полина составляет у доски с обратной стороны.

- Поднимите кулачки у кого такая схема.

-Чего в  ней не хватает?  (деления на слоги)

- Разделим слово на слоги. 

- Сколько слогов получилось?  (2) Почему?  (два гласных звука) 1 Слог? ([ э]) Сколько в нём звуков? (1) 2 слог? ([му]) Сколько в нём звуков? (2).

 -На какой слог падает ударение ? (На 1)

 

Физкультминутка     (включить)

 

2. Работа  в прописях «Мой алфавит» (стр.15)

-  Мы с вами выяснили, что первый слог э.

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается?       (буквой э)

- Чем похожи и чем отличаются буквы? (По написанию - похожи,  размером  - отличаются)                                                                           ( 6 слайд)

- А в жизни на что похожа буква э ?                                    (7 слайд)   

- Назовите слова, где есть звук э в начале слова.      (энергия,этаж,экран)

        - Откройте пожалуйста  прописи.

- Мы с вами будем учиться писать заглавную и строчную  печатные буквы э 

- Посмотрите как они пишутся.                                     (включить диск)     

- Напишем по воздуху большую печатную букву  Э.

 

-Напишите печатную заглавную букву Э по образцу и два раза сами, ориентируясь по стрелкам.

- Когда заглавной  буквой будем пользоваться?  (Заглавная для начала предложений и имён собственных.)

(Аналогичная работа проводится по написанию печатной  строчной  буквы э.)

 

 

-Рассмотрите письменную строчную букву э в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? (полуовал и горизонтальная прямая)

- Чем письменная буква отличается от печатной? (Наклоном.)

-  Посмотрите как пишутся письменные буквы.                          (включить диск)     

- Чем письменная буква отличается от печатной?  (Наклоном.)

- Напишем по воздуху строчную букву букву  Э.

- Пишем строчку до  полей.

- Подчеркните самую одну красивую букву, которая у вас получилась.

 

VII.  Продолжение работы по теме:

1. Работа по «Азбуке» (стр.74)

                                      Загадка

Никто его не видывал, а всякий слыхивал.

- Кто может прочитать?

- Попробуем все вместе.

- Что записано? (загадка)

- Кто знает отгадку? (эхо)

-Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где? - Что это такое? (отражение звуковой волны)

 

  Физминутка

 

2. Работа  в прописях «Мой алфавит» (стр.15)

- Прочитайте , что на доске написано. (оэ, уэ)

-Сейчас мы с вами будем писать букву э в соединении с другими буквами

оэ, уэ.

- Посмотрите внимательно и скажите какое написание и соединение?

- Письмо в воздухе

(Самостоятельно прописывают в прописях.

Аналогично уэ

 

X .  Итог урока.

Рассказ по опорной схеме

- Какие умения вы преобрели?

                                          УЗНАЛ

Я                     НАУЧИЛСЯ

                       ЗАПОМНИЛ

                      УДИВИЛСЯ

Молодцы! 

     - Спасибо!  Урок закончен!