Разработка урока по обучению грамоте 1 класс по теме :Звук [э]. Буквы Ээ. По программе "Перспектива".
Ход урока:
- Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Эмоционально – волевая регуляция.
- Давайте «расшифруем »для себя слово урок. 1 слайд
- Назовите то полезное, что вы унесёте с урока, на каждую букву этого слова.
-Например: У-ум, умиротворение, учёность, усилие, упорство, умение, удовольствие;
Р- радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост;
О- отзывчивость, общительность, обаяние, обучение, обязательность, оживление;
К- красоту, количество, критику, компетентность
III. Развитие речевого аппарата.
- Артикуляционная разминка.
-Резко надавить кулачками по надутым щекам.
2. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Листопад»
-У вас на партах лежат листочки деревьев.
- Поднимите листочки: У кого берёзовые?, У кого кленовые? У кого дубовые?
-Как назовём их одним словом? – (Осенние).
-Подуйте на листья так, чтобы они полетели, закачались.
-Положите листочки на ладошку. Сделайте вдох носом, выдох ртом.
3. Работа над дикцией.
Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду. (2 слайд)
- Произнесите скороговорку внятно и медленно.
- Произнесите с вопросительной интонацией.
-Произнесите с интонацией удивления.
IV. Актуализация знаний.
(А, О, У, И, Ы). (3 слайд)
- Что вы видите ? (Знаки изображения звуков - буквы.)
- Что нужно сделать, чтоб они зазвучали? («Включить речевой аппарат».)
- Давайте произнесём и послушаем, как они звучат? (Хоровое чтение)
- В чём сходство этих звуков? (Они все гласные.)
- Какой звук называется гласным?
V. Мотивационно- целевой этап.
(Учитель читает стихотворение)
- Послушайте внимательно стихотворение.
-Какой звук часто встречается в этом стихотворение.?
Элла, Эмма, это, эх,
Эскимо, экспресс, поэт,
Элеватор, эскалатор,
Эхо, эму, экскаватор!
- Что вы заметили? (Во всех словах стихотворения есть новый гласный звук.)
- Какой это звук? (Звук [э] ).
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проблемный вопрос)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [э], составлять звуковые схемы слов, научиться писать соответствующие буквы).
VI. Работа по теме урока.
1. Работа по «Азбуке» (стр.74)
- Какую машину вы видите на «волшебном» рисунке? (экскаватор)
- Что такое экскаватор? (Землеройная машина). (4 слайд)
- Только ли роет она землю? (Она может добывать уголь )
- В Тулуне вы видели такую машину? (Азейский и Тулунский разрезы, где добывают уголь)
- С какого звука начинается это слово ?(Со звука [э]).
- Что можно сказать о нём? (Это гласный звук.)
- Какой буквой он обозначается на письме? Найдите её на «волшебном» рисунке.
- Покажите букву э на ленте букв.
- Что можете сказать? (Гласные верхнего ряда дают твёрдость согласным звукам, а гласные нижнего ряда дают мягкость)
Работа в группах.
- Разгадайте ребус. (Эму)
- Кто такой эму? (австралийский страус) (показать картинку и рассказать о страусе) (5 слайд)
Работа в паре.
(Составляют из звуковых карточек слово эму)
- Полина составляет у доски с обратной стороны.
- Поднимите кулачки у кого такая схема.
-Чего в ней не хватает? (деления на слоги)
- Разделим слово на слоги.
- Сколько слогов получилось? (2) Почему? (два гласных звука) 1 Слог? ([ э]) Сколько в нём звуков? (1) 2 слог? ([му]) Сколько в нём звуков? (2).
-На какой слог падает ударение ? (На 1)
Физкультминутка (включить)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (стр.15)
- Мы с вами выяснили, что первый слог э.
- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (буквой э)
- Чем похожи и чем отличаются буквы? (По написанию - похожи, размером - отличаются) ( 6 слайд)
- А в жизни на что похожа буква э ? (7 слайд)
- Назовите слова, где есть звук э в начале слова. (энергия,этаж,экран)
- Откройте пожалуйста прописи.
- Мы с вами будем учиться писать заглавную и строчную печатные буквы э
- Посмотрите как они пишутся. (включить диск)
- Напишем по воздуху большую печатную букву Э.
-Напишите печатную заглавную букву Э по образцу и два раза сами, ориентируясь по стрелкам.
- Когда заглавной буквой будем пользоваться? (Заглавная для начала предложений и имён собственных.)
(Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы э.)
-Рассмотрите письменную строчную букву э в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? (полуовал и горизонтальная прямая)
- Чем письменная буква отличается от печатной? (Наклоном.)
- Посмотрите как пишутся письменные буквы. (включить диск)
- Чем письменная буква отличается от печатной? (Наклоном.)
- Напишем по воздуху строчную букву букву Э.
- Пишем строчку до полей.
- Подчеркните самую одну красивую букву, которая у вас получилась.
VII. Продолжение работы по теме:
1. Работа по «Азбуке» (стр.74)
Загадка
Никто его не видывал, а всякий слыхивал.
- Кто может прочитать?
- Попробуем все вместе.
- Что записано? (загадка)
- Кто знает отгадку? (эхо)
-Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где? - Что это такое? (отражение звуковой волны)
Физминутка
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (стр.15)
- Прочитайте , что на доске написано. (оэ, уэ)
-Сейчас мы с вами будем писать букву э в соединении с другими буквами
оэ, уэ.
- Посмотрите внимательно и скажите какое написание и соединение?
- Письмо в воздухе
(Самостоятельно прописывают в прописях.
Аналогично уэ
X . Итог урока.
Рассказ по опорной схеме
- Какие умения вы преобрели?
УЗНАЛ


Я НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
УДИВИЛСЯ
Молодцы!
- Спасибо! Урок закончен!