Урок обучения грамоте, проведенный в 1 –А классе учителем Сосниной М. Г.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема. Звуки к и к,. Буквы К, к.
Задачи:
- развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
- развитие речи, внимания, памяти, воображения; расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса;
- привитие интереса к чтению;
- формирование читательских навыков;
- формирование УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (лич.);
контроль, коррекция, оценка (рег.);
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (комм.);
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; овладение действием моделирования; поиск и выделение необходимой информации (позн).
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [к], [к’] обозначаются буквой «Ка», читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие детей
Добрый день, мои друзья.
Очень рада встрече я.
Добрый день, учитель наш,
Вас приветствует весь класс.
Приветствие гостей
Актуализация опорных знаний
- Мы приготовились к уроку Чтения.
- С какой буквой работали на прошлом уроке? (Г,г)
- Какие звуки она обозначает? г и г, - звонкие.
- Какие буквы еще обозначают звонкие звуки? (назовем по таблице)
- А как быть, если нет таблицы? (Приложим руку к горлу)
- Что слышим? (ГОЛОС)
- А теперь произнесем эти же звуки шепотом… (рука остается у горла)
- Какие звуки у вас получилось произнести? (ГЛУХИЕ)
- Как называются звонкие и глухие звуки? (ПАРНЫЕ)
- Зачем нам нужно знать парные звонкие и глухие согласные звуки?
- Чтобы уметь их обозначать НА ПИСЬМЕ.
- Правильно, т.к. произношение отличается от написания.
- МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА.
Мотивация. Целеполагание.
Самоопределение к деятельности. Таблица «ЦЕЛЬ».
- Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, сегодня у нас будет урок закрепления или открытия новых знаний?
- Почему вы так считаете?
- Какие загадки нам нужно разгадать? Посмотрите на схемы.
- С каким звуком познакомимся? (парным, глухим)
- А что еще будем делать на уроке?
Откройте ЭФУ (электронную форму учебника), найдите следующую страницу учебника.
читать слоги, слова с буквой;
составлять схемы;
«Снежный ком»;
«Загадка урока»
Текст
- МОЛОДЦЫ.
Восприятие и первичное осознание учебного материала
- Ребята, мы с вами определили тему и цель урока: «Знакомство с новым звуком и буквой».
- А какой это звук, узнать поможет ГОСТЬ урока КОТ (онлайн-картинка) – Этот КОТИК очень игривый, и хочет с нами поиграть.
Деловая ИГРА «Волшебные слова»
- Я предлагаю вам прочитать слова, в которых вместо выделенного звонкого звука нужно произнести ПАРНЫЙ ГЛУХОЙ звук.
Игра – икра гол – кол
Луг – лук гора - кора
Голос – колос маг – мак
Гость – кость год – кот
Составление схем
- Ребята, посмотрите, какой замечательный гость у нас завелся.
- А что же еще он нас просит сделать? Вы догадались?
- Составить схему слова «КОТ». (Дети составляют схему, взаимопроверка)
- Какие еще слова принес Кот? (чтение по схеме) «К О Т О К».
- Что нужно добывать к старой схеме?
- А если я заменю один звук в слове, как изменится схема?
«КОТОК» --- «КОТИК»
(Ответ: нужно заменить второй согласный на мягкий звук)
Чтение слов по схемам в учебнике (КОТ, КИТ…)
Физминутка «Котик»
Знакомство с буквой «К»
- Ребята, мы ведь не можем все время писать схемы к словам, нам нужен НОВЫЙ ЗНАК – НОВАЯ БУКВА.
Познакомьтесь, буква КА,
Полюбуйтесь, какова:
Слева – только палочка,
Ну, а справа – галочка.
На прямую палочку
Справа села галочка,
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Работа в парах
«Моделирование» (конструирование) буквы из палочек.
- Помогите друг другу, будет быстрее и легче.
Письмо буква в тетрадях по чтению (показ учителем, письмо детьми печатных букв)
- Отступаем вниз 4 клетка, в сторону одну, начинаем с маленькой буквы, затем большую (она займет почти 2 клетки в высоту)
- Отступаем в сторону 2 клетки, пишем новую пару букв: кК кК…
- Молодцы! (Учитель оказывает индивидуальную помощь, анализирует записи детей в тетрадях)
Чтение слов с новой буквой (по двухъярусным схемам)
- Теперь мы знаем букву и можем читать с ней слова.
- Читаем первую строку со звуком, потом вторую – с новой буквой.
Деление слов на слоги (приготовили свои «Лодочки»)
Чтение слогов по учебнику
- Озвучьте схемы по рисункам. - Что читаем сначала, а что потом? Молодцы!
Физминутка «Мышки» - Ну-ка, тише мыши…
Работа с ЭФУ
- Откройте свои планшеты, найдите закладку в учебнике.
- Будем читать цепочки слов.
- Как мы их называем? (Слова-родственники) Почему? (у них есть общая часть и одинаковый смысл). Молодцы.
- Все ли они являются родственниками?
- В какой строке вы обнаружили отличия? А еще? (прочитаем слова с ударением: МУКа - МуКА). Ударение поменяло значение слов.
Гость урока – АИСТ
- Ребята, а у нас ведь еще один гость на уроке. Положите головы на парты, закройте глаза и прислушайтесь … (АУДИО стук клюва аиста)
- Догадались, кто это?
- Тогда послушайте загадку:
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Видео сюжет об Аисте
- Почему же он безголосый, вы теперь поняли? Стучит клювом, так он говорит.
Знакомство с текстом
1) Мотивация: - Послушайте и подумайте, почему так назван текст?
2) Чтение текста учителем
3) Словарная работа (слова в презентации)
Заметил – увидел,
Гордо – уверенно, спокойно,
Достаток – изобилие, богатство.
Чтение текста детьми
- Следим за наклоном головы, поставим руку под подбородок, следим глазами.
4) Вопросы по содержанию:
- Где живет Кондрат? - Что он заметил? - Где находилось гнездо?
- Когда он заметил новых соседей? - Чем был занят Аист?
- Какое чувство было у Кондрата? - Какая примета есть у людей?
- Чему учит этот текст?
Выборочное чтение
- Посмотрите на рисунок в учебнике, найдите предложение в тексте, которое больше всего подходит к нему.
Метод «Снежный ком»
Чтение предложений с наращиванием (добавлением) новых слов.
Итог урока
- Сегодня на уроке мы ставили цель – познакомиться с новой буквой, звуками. Мы справились с задачей урока? Какую букву выучили? Какие звуки она обозначает?
Выводы
- Ребята, мы с вами весь урок говорили о животных, растениях.
- Как эти предметы назвать одним словом? (живая природа)
- Как же нужно относиться к Природе?
Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке с помощью «смайликов»
- Оценка учителя (называет имена самых активных детей на уроке)
- Спасибо за урок!