СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми; их сравнением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определение границ знания и «незнания»; способность формированию представлений учащихся о полезных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «окружающий мир»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Полезные ископаемые"»

Предмет: окружающий мир, 3 класс

Тема. Полезные ископаемые

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми; их сравнением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определение границ знания и «незнания»; способность формированию представлений учащихся о полезных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «окружающий мир»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с богатствами нашей земли; учить работать с учебником, картой; различать важнейшие полезные ископаемые.

Развивающие:

Развивать речь учащихся, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Земли, умело и экономно использовать их в жизни людей.

Планируемые результаты.

Предметные: получат возможность научиться с учебником, картой; организовывать рабочее место.

Личностные УУД: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Метапредметные УУД: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки, таблицы, карта, мультимедийный проектор, учебник.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю всем вам интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть чему мы научились и что мы умеем.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

- Расскажите, что составляет основу экономики?

- Какие природные богатства использует экономика?

- Приведите примеры использования природных богатств

- От чего зависит успех труда в экономике?

III. Самоопределение к деятельности

( Класс разбит на 3 группы. Каждая группа зарабатывает по 1 фишке за правильный ответ)

- Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла)

- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее)

- Из чего делают горючее? ( Из нефти)

( Учитель на доске пишет СТАЛЬ, НЕФТЬ)

Дополните запись: (соль, гранит, каменный уголь, железная руда и т.д.)

- Посмотрите на нашу Землю. Слайд № 3

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности земли, другие спрятаны глубоко в земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах идет речь? ( О полезных ископаемых)

- Чтобы вы хотели узнать о них?

IV. Работа по теме урока.

- От какого слова произошло слово «ископаемые» (От слова «копать»)

-Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

- Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали?

- А теперь давайте найдем и прочтем определение понятия «полезные ископаемые» в учебнике.

Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Слайд №

Большинство из них твердые, нефть – жидкое, природный газ – газообразное. Слайд №

Работа в группах.

Каждой из групп было дано задание подготовить загадки на заданную тему. Слушаю Вас.

1 группа.

Он черный, блестящий

Людям помощник настоящий

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (Уголь) Слайд+ обр.

2 группа

Он очень прочен и упруг

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит) Слайд+ обр.

3 группа

На кухне у мамы

Помощник отличный

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ) Слайд+ вопрос

- А почему я не могу Вам показать образец этого полезного ископаемого?

- А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых? (Геологи) Слайд №

V. Практическая работа учащихся

Попробуем поработать геологами

«Виды полезных ископаемых» (работа в группах)

На карточке вставить пропущенное слово так, чтобы описание подходило.

1). Слово________ происходит от слова «гранум» - в переводе «зерно». Т.е. ________ состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются основными частями_______. Цвет ________ зависит от полевого шпата. Формируется______________ в горных регионах, в глубинах земли. Слайд № - гранит

2). Образуется при разрушении различных горных пород. __________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому ____________ в отличии от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________ обладает связывающим свойством. Слайд № - глина

3). Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки. Разновидность ______ . Слайд № - известняк

1). Чтобы ее достать, пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _______ выкачивают насосами вливают в специальные нефтехранилища. Слайд № - нефть

2). Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. Когда воду выкачивают из такого болота, ______ можно резать на куски, просушивать и обжигать. Слайд № - торф

3). Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки ________ притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Слайд № - железная руда

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают-

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

- Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике)

- А как добывают полезные ископаемые? (Работа по учебнику. Найти ответ в учебнике и зачитатб)

- А как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей)

- А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)

Сделаем вывод: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.

(Рассматриваем коллекцию полезных ископаемых)

VI. Закрепление изученного материала.

Тест «Полезные ископаемые»

Как называется место, где залегают полезные ископаемые:

а) шахта б) карьер в) месторождение

2. Как называется открытый котлован, к котором добывают полезные ископаемые?

а) карьер б) шахта в) скважина

3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых?

а) археологи б) географы в) геологи

4. Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу

а) известняк б) газ в) железная руда

5. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым

а) соль б) нефть в) песок г) глина

Слайд № (в, а, в, б, в, г)

VII. Рефлексия Слайд №

Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал ____________

Мне было интересно_______

Теперь я могу__________

Сегодня я научился__________

Меня удивило_________

Мне захотелось_________

Я доволен своей работой_____

VIII. Подведение итогов урока

Помните: полезные ископаемые – такое богатство, которое нельзя восстановит, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад. Поэтому их надо беречь

Д/З Стр. 46-50, устно







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!