Урок окружающего мира. 4 класс.
Тема: Зона степей.
Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,
метапредметные:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,
коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,
познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.
Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.
-Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?
Выполним тестовую работу.
1.Найди ошибочное высказывание.
Лес – дом для растений, животных, грибов.
Лес – источник древесины.
Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.
2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».
За защиту водоемов
За охрану почвы
За очистку воздуха
3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?
Чтобы водитель не сбился с пути
Чтобы очищать воздух вдоль дорог
Чтобы вдоль дорог было красиво
Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы
4.В тайге растут
5.В Красную книгу России занесены животные леса
Морж, розовая чайка, овцебык
Стерх, кречет, сокол- сапсан
Зубр, амурский тигр, жук-олень
6. Широколиственные леса представлены растениями
7.Какой заповедник находится в лесной зоне?
Таймырский
Приокско –Террасный
Дальневосточный
8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения
Дом для _______________________________________________________
Защитник ____________________________________________________
Место для _____________________________________________________
Источник _____________________________________________________
9.Выбери верные утверждения.
Экологические проблемы леса:
Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,
Неблагоприятные погодные условия
Лесные пожары
10.В какую погоду нельзя разводить костер
В сухую
В холодную
В сырую
Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)
А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).
- Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.
Выведение темы урока и целеполагание.
Так какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы ).
Изучение нового материала.
Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).
Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое , засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.
Физминутка.
А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.
Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):
Рассмотрим разнообразие растительного мира,
Приспособления растений к жизни в степи
Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):
Рассмотрим разнообразие животного мира,
Приспособления животных к жизни в степи
Группа экологов определяет :
Как человек использует степи.
Экологические проблемы этой зоны.
Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?
Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.
Выступление биологов.
Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.
У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.
Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).
Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.
К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.
Выступление зоологов.
В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.
Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.
Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.
Выступление экологов.
В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.
Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.
Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.
-А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)
V. Подведение итога урока.
-С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.
-Влияет ли климат на живую природу? Как?
Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)
…..- кобылка – степной жаворонок - ………
Типчак - ………- степная гадюка - ………
Составьте свою цепь питания (у доски желающие)
VI. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке в группе. (карта самооценки). Желающие высказываются о своей работе, оценивают свои достижения. Оценивание учителя.
С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)
Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.
2.На выбор:
- нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,
-подготовить о любом растении или животном свое сообщение,
- подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике .