СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ "Что такое подвиг?"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает в себя подробную технологическкую карту и рабочий лист для ученика. Может использоваться для проведения урока, классного часа в среднем звене. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ "Что такое подвиг?"»

Тема урока: что такое подвиг?


  1. Этап. Учитель на стадии вызова предлагает учащимся найти общий для трех определений термин.

Учитель:

Расположите слова в нужном порядке. Какой термин подходит к этим определениям. На странице 62 учебника, вы можете найти одно из этих определений.


А. важное людей действие поступок героический для ;

Б. поступок бескорыстный беззаветный,

В. сторону в движение эгоизма от.



  1. Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях.

  2. Подвиг – бескорыстный, беззаветный поступок.

  3. Подвиг - это движение в сторону от эгоизма.


Учитель:

Посмотрите какие разные определения существуют у этого слова и все они правильные, хотя и очень разные! Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Как мы его назовем?


Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, учитель записывает ее на доске и/или открывает первый слайд презентации. ( см приложение).


«Что такое подвиг?»

  1. Этап.

Людей, совершивших подвиг мы называем героями, считаем их отважными и мужественными. В древней Греции герои нередко были родственниками богов. В современных фильмах говорится о супергероях, которые отличаются от обычных людей. А вот поэт Ольга Берггольц, стеснялась называть себя героям, хотя не покидала блокадный Ленинград. Своими стихами она вселяла силы и надежду в сердца ленинградцев. «Я не геройствовала, я жила». Ваше мнение о подвиге и людях, которые его совершают.


Игра: «Готовы ли вы утверждать?»


Вам будут заданы 5 вопросов. У вас есть три варианта ответа. Поставьте звездочку в нужном столбике, напротив ответа.

вопрос

всегда

иногда

Очень редко

Подвиг совершают обычные люди.


У героев есть суперспособности.


Настоящий герой безупречен.


Подвиг – это то что может случится с каждым.


У героев особенная внешность.


Настоящий герой безоружен.







Цель урока:

На уроке нам предстоит выяснить.

Может ли немужественный, маленький и слабый физически человек совершить подвиг? Где черпают силы такие люди. Чему они могут нас научить.


  1. Этап. Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации.


Предлагается посмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Божий дар» (см. презентацию к уроку. 2 мин. 32 сек Ссылка: https://youtu.be/SbLZTmm7aPo).


Учитель:

  1. Похожи ли персонажи фильма на героев?

  2. Если что-то героическое в их одежде, внешности, поступках ?

  3. Предположи, кем они приходятся друг другу?

  4. Фрагмент заканчивается славами.

«В соборном единстве жертвуя собой друг за друга должны люди жить на земле и тогда не одни мы будем и в вечности». Как вы понимаете эти слова?


Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель делает обобщение. Герои фильма - обычные люди. Они живут в маленьком русском городе. Это семья священника, его жены Веры и сына Алеши


  1. Этап. Постановка учебной задачи.

Сегодня нам предстоит выяснить: из каких слагаемых состоит подвиг, какими душевными качествами нужно обладать что бы его совершить.

Каждому персонажу этого фильма предстоит совершит подвиг. В чем он будет заключатся? Что бы это выяснить, посмотрим продолжение фильма.


Просмотр фрагмента 2 (см. презентацию).


Вопросы для беседы с классом:

  1. Как изменилась жизнь семьи после ареста отца?

  2. Как относятся окружающие к Алеше, почему?

  3. Как пытается поддержать своего сына священник?

  4. Предположите почему это письмо станет последним?


Ответы учащихся. Обобщение учителя.


Жизнь семьи коренным образом изменилась, после ареста отца. Алеше одиноко, потому что школьные товарищи насмехаются и обижают его. Отец пишет письмо, в котором призывает Алексея быть стойким и черпать силы в молитве. Священник пишет последнее письмо, потому что условия в лагере были тяжелыми.


  1. Этап. Изучение нового материала

Учитель предлагает задуматься над вопросом: Чьи поступки (поведение) можно назвать героическим и просит аргументировать свой ответ.

Записать ответ в рабочий лист.


Подвиг.


Священник

Вера

Алексей






Учитель отмечает, что ничего похожего на подвиг не совершает Алеша. Он только переживает и жалуется.


Учитель: Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Хомякова и ответить на вопросы.


Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.

Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;

Если скорби земные
Жалом в душу впили́сь, —
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.


Вопросы:

  1. Кому из персонажей фильма можно посвятить эти строки. Почему вы так думаете?

  2. Прочитайте строчку, в которой

указывается, на подвиг им совершенный.

  1. Как вы думаете, что должно произойти с Алешей, чтобы он стал похожим на своего отца?


Обобщение учителя:

Вспомним определение подвига. Родители Алеши оказались в трудной жизненной ситуации. Много бед и лишений терпит отец, оказавшийся в лагере. Мама живет ожиданиями писем от своего мужа. Родители Алеши ведут себя достойно. Отец Алеши, болен, ему приходится много работать и все равно он ищет поводы для радости и живет молитвой. Он пытается объяснить Алеше «… в жизни человека, как и в жизни страны есть времена благоденствия, и есть времена бед и лишений». Он уповает на Бога, молится и переживает за сына, пока еще не способного вести себя также.

Но все изменится. Алеша познакомится с двумя мальчиками: Колей и Сашей. Братья, потерявшие мать в блокадном Ленинграде, найдут приют в семье Алеши. Вере, маме Алеше, конечно было непросто прокормить увеличившуюся семью, но она не ропщет. Меняет дорогую для нее вещь (бусы) на продукты, чтобы накормить детей. Перечитывает старые письма… У Алеши появились друзья, он больше не одинок. Но однажды разыгралась трагедия…


  1. Этап. Закрепление нового материала.

Предлагается посмотреть фрагмент фильма.

Просмотр фрагмента 3 (см презентацию).


Задание:

Докажите, что мама и Алеша совершили подвиг на реке. Найдите аргументы в уже знакомых вам цитатах (А, Б). Какое словосочетание можно заменить словом самопожертвование? Что это слово означает.


А. «В соборном единстве жертвуя собой друг за друга должны люди жить на земле и тогда не одни мы будем и в вечности». Как вы понимаете эти слова.



Б.

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе».


Задание:

Нарисовать звезду по имени Подвиг, каждый лучик которой символизирует душевные качества героя.

терпение









любовь

Молитва (мольба)




самопожертвование





  1. Контролирующее задание.

Учащимся предлагается решить кроссворд:





По горизонтали:

3. Название образа Пресвятой Богородицы, которому был посвящен спектакль.

5. Имя мамы главного героя.

8. Где происходят события спектакля.

9. Обращение к Богу.


По вертикали:

1. Доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

2. Духовный сан настоятеля церкви.

4. Имя главного героя.

6. Образ святого, выполненного согласно канонам и правилам.

7. Имя князя, нашедшего икону.


Ученики: заполняют кроссворд. Проверка выполненного.



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

      • Понравились ли вам персонажи этого фильма?

      • Чему можно у них поучится?

      • Вернемся к главному вопросу нашего урока:


Может ли немужественный, маленький и слабый физически человек совершить подвиг? Где черпают силы такие люди. Чему они могут нас научить.

Вывод урока:

Нам удалось выяснить что подвиг возможен и в обычной жизни, и что бы совершить его не нужны быть супергероем. Обычные люди жертвуют собой ради друг друга, терпеливо сносят тяготы и невзгоды, в трудную минуту не унывают и всегда готовы сказать спасибо за то, что у них есть.

Дом задание:

С помощью родителей и интернет-источников подготовьте сообщение о людях, совершивших подвиг.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!