Отгадайте загадки: Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? Тебе дано, А люди им пользуются
Нас не было — оно было, Нас не будет — оно будет; Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть
Тема: О чем могут говорить имена имяименаимя»
Метод «Постер»:
- Я надеюсь, что этот урок будет…
- Я ожидаю, что…
- Я хотел бы узнать …
- Занимательным будет …
- Познакомить обучающихся с историей возникновения древнерусских и современных имен, расширить представление о разнообразии имен и их значений.
- Развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственное рассуждение.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому имени, бережное отношение к другому человеку.
Эпиграф урока
Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки
Не имя красит человека, а человек имя.
Пословица
«Корзина идей»
Алла Александр Ономастика
Имя существительное Имя прилагательное
Лексическое значение
Имя числительное Именины
Что такое ономастика ?
Ономастика – раздел языкознания, который изучает собственные имена и наименования. Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук: лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы.
Собственные имена называются онимами .
Имена древней Руси
Охранные Черты Ремесло От названий
имена или характера человека растений и
имена-обереги (Молчан, (Кожемяка, животных
(Некрас, Плох, Умник, Кузнец, (Пырей, Ветка,
Нехорош) Храбр) Воин) Волк)
По внешности человека Указание на место в
(Чернава, Кудряш) семье (Первак, Третьяк,
Девятко)
История происхождения имен
Несколько исторических пластов в системе современных русских имен
Русские имена Церковные имена Имена ХХ века
до принятия пришли из (после
христианства Византии в конце Октябрьской
Х века с приняти- революции
ем христианства 1917 года)
«низшие» княжеские (Марксина,
Новомир, Краснослав,
Ленослав)
Физкультминутка
- По дорожке ты шагай,
- Ноги выше поднимай.
- (Шаг с высоким подниманием колена).
- И немножко поскачи,
- Только, друг мой, не спеши.
- (Подскоки).
- На носочках ты шагай,
- Свою спинку выпрямляй.
- (Ходьба на носках, руки в стороны).
- И попрыгай по дорожке,
- Хороши пружинки – ножки.
- (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
- Дальше веселей шагай,
- Маршируй, не отставай.
Опрос
- Знаете ли вы значение своего имени?
- Знаете ли вы, почему вас так назвали?
- Нравится ли вам ваше имя?
Задание: вспомните и назовите известных вам людей с именем Александр
Значение имени Александр
- Имя Александр произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, что можно интерпретировать как «защищающий людей», «оберегающий мужчина».
- Многие русские правители (три российских императора) и исторические деятели носили это героическое имя. К их числу относятся: епископ Александр, отдавший жизнь во имя Христа в 3 веке, Александр Невский, сокрушивший шведов в 1240 г. и ослабивший власть татаро-монгольского ига, и другие оставившие след в истории люди: А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, А.А.Блок.
- Александр добивается целей и реализует поставленные задачи во что бы то ни стало. Из обладателей данного имени нередко получаются хорошие руководители. Холодный и расчетливый склад ума в сочетании с горячим, пылким сердцем помогают взобраться на олимп популярности и достигнуть неимоверных высот.
- Каким вам представляется человек с именем Александр?
Синтаксическая минутка
- Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения
- За Александром Македонским ещё в античност… закр…пилась слава величайш…о п…лководца в истори...
Старинная задача
- У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25.
- Почему?
- Родился Христофор 29 февраля
По словарю В.И. Даля:
- « Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»
- Именины - это день памяти того или иного святого. Это праздник для человека, который назван по имени этого святого. Еще этот день называют Днем Ангела
Задание: назовите и запишите слова- «родственники» слова «имя»
- Наиболее часто встречаются однокоренные слова :
- именной – относящийся к имени;
- именно – точно, подлинно, буквально;
- именовать – давать имя;
- наименовать – назвать;
- именины – день ангела, соименного святого;
- именинный – относящийся к именинам;
- именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела, соименного ему святого;
- именитый – знаменитый, сановитый;
- именительный падеж- начальная форма существительных, прилагательных.
Что вы узнали нового на уроке? Что значит беречь имя и для чего это нужно?
- Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.
Творческая мастерская Создание синквейна об имени
- Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
- Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- первая строка – тема синквейна (обычно одно существительное);
- вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные), дают описание признаков;
- третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта;
- четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (предложение);
- пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта (часто в форме существительного)
Пример синквейна на тему «Имя»
- Валерий
- Настойчивый, бесстрашный
- Старается, приобретает, выбирает
- Является сильным, крепким, упорным
- Авторитет
Задание на самоподготовку:
Напишите небольшое сочинение о своем имени, используя данные фразы:
- Оказывается, мое имя…
- Я очень удивился, узнав, что…
- К сожалению, я до сих пор не знал…
- Было любопытно узнать…
- Я могу поделиться с вами о …
Итог урока
- Какие бы имена мы ни носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.
- «Не имя красит человека, а человек имя»
Домашнее задание