СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по родному русскому языку для 5 класса "О чём могут говорить имена людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по родному русскому языку для 5 класса по учебнику О.М. Александровой (издательство "Просвещение)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному русскому языку для 5 класса "О чём могут говорить имена людей"»

Урок. О чём могут говорить имена людей

Автор: Большакова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СШ №1

Тип урока: урок-диалог

Цели:

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание.

Метапредметные: анализировать, обобщать и систематизировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, находить информацию в разных частях текста, развивать творческие способности учащихся.

Предметные: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи, уметь отличать имена иноязычные от исконно русских

Опорные понятия, термины: ономастика, ономы, антропонимика

Инструментарий учителя: учебник: §9, упр. 76, 77, 78; рубрики «Диалог культур», «Лингвистические заметки», «Круг чтения»

Энциклопедия счастливых имён Ирины Филипповой, Словарь личных имён, Словарь В.И. Даля. Книга Л.Успенского «Ты и твоё имя»

Метод «Постер»; игра «Корзина детей», «Имена»

Презентация к уроку, таблица со значением и происхождением имен, карточки

портал «Грамота.ру».



Домашнее задание: §9, упр. 80

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель (предлагает ученикам отгадать загадки). Ребята, наш урок я хочу начать с загадок:

Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

Нас не было — оно было,
Нас не будет — оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть. 

Тебе дано, а люди им пользуются. О чем мы будем говорить сегодня?

Ученики Об имени человека

Учитель И поможет нам в этом «Энциклопедия счастливых имен» Ирины Филипповой и Словарь личных имён

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Запишите тему урока «О чем могут говорить имена людей»

Ученики записывают тему урока

Учитель У Л. Успенского есть замечательная книга «Ты и твоё имя» (книгу можно показать) Зачитывает отрывок из книги: Сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету.



Учитель Назовите свои имена (ученики называют свои имена) А вы знаете, что обозначают ваши имена, откуда они произошли?

Ученики Нет, не знаем (вариант ответа)

Учитель Скажите, какова же будет цель нашего урока? Как мы можем ее достигнуть?

Метод «Постер»:

– Я надеюсь, что этот урок будет…

– Я ожидаю, что…

– Я хотел бы узнать …

- Занимательным будет …

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

Этап 2. Ценностно-познавательный

Учитель А теперь посмотрите на доску, прочитайте написанное и скажите, какое высказывание вам понятно, а какое не очень.

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя.

Пословица

(Ответы учащихся)

Эти мудрые слова послужат эпиграфом к уроку, к концу которого мы попробуем разобраться в том, что говорят нам эти слова.

Игра «Корзина идей». Скажите, что объединяет и что разделяет эти слова. Какое слово вам не известно?

Ученики Ономастика
Учитель Что это? Ответить на этот вопрос вам поможет рубрика «Лингвистические заметки» на стр. 71

Ученики читают лингвистическую заметку и отвечают на вопросы.

Ученик Ономастика – это  раздел языкознания, изучающий имена собственные

Учитель А что ещё изучает ономастика, кроме имен людей?

Ученик  Ономастика изучает также клички животных и имена небесных тел

Учитель  Как лингвисты называют личные имена людей?

Ученик Личные имена людей лингвисты называют антропонимами.

Учитель. Прочитаем два текста из упр. 76 и ответим на вопрос (ученики читают вслух – можно оценить чтение)

Учитель Как вы понимаете слово «прозвание» в первом предложении первого текста? Подберите синоним к этому слову.

Ученик (варианты ответа) Слово прозвание - это имя.

Прозвание – это прозвище

Учитель О каких периодах истории русских имён идёт речь в текстах?

Ученик В текстах идет речь о двух периодах. До введения на Руси христианства и после введения на Руси христианства

Учитель Что такое календарное имя? Найдите и прочитайте фрагмент

текста, в котором раскрывается значение этого словосочетания.

Кратко запишите ответ (ученики зачитывают и записывают в тетрадь: календарные имена — имена христианских святых, включённые в церковные календари. Например: Иоанн, Михаил, Мария, Александр)

Учитель. О чём говорили древнерусские имена? Могло ли стать личным именем нарицательное существительное?

Ученик Древнерусские имена могли говорить о внешности и о характере человека. А имена нарицательные могли стать собственными.

Учитель Предлагаю заполнить таблицу «Имена дохристианской Руси» (таблица подготовлена в презентации, карточки) Имена для заполнения таблицы: Ветка, Кузнец, Воин, Умник, Кожемяка, Плох, Молчан, Волк, Первак, Кудряш, Пырей, Третьяк, Чернава.


Работа в группе. Развитие умения работать с таблицей



Таблица-схема выводится на экран. Ребята сличают таблицы. Оценивают свою работу.

Учитель  Когда появились имена, которые мы употребляем и сегодня?

Ученик Имена, которые мы употребляем сегодня, появились после принятия христианства на Руси. Но некоторые древнерусские имена остались до сих пор.

На экран выводится слайд Истрия происхождения имён


Учитель. Прочитаем текст упр. 77 (чтение можно оценить)

Учитель  Сформулируйте основную мысль текста

Ученик Имена часто переходят из одного языка в другой. Но, переходя из одного языка в другой, те же самые имена менялись. В каждом языке они перестраивались на свой лад



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


Учитель Многие, привычные для нас имена, мы считаем исконно русскими. Но большое количество имён заимствовано из других языков. Предлагаю вам, используя материалы рубрики «Диалог культур» и упр. 78, назвать имена, заимствованные из других языков.


Ученик Иван и Мария имена древнееврейские, связанные с зарождением христианской религии. Ольга - скандинавское, Виктор – древнеримское. Обозначают они …

Учитель Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. Не только у каждого человека, но и у каждого имени есть своя история, своя тайна. Одна из величайших тайн – тайна происхождения.

Ответы учащихся:

Чтобы привлечь удачу, в древности новорожденных зачастую называли в честь других людей, чаще всего умерших родственников или знаменитых людей, чьи качества были особенно уважаемыми.

С аналогичной целью в некоторых культурах ребенку давали сразу несколько имен – в этом списке были и особые, тайные, имена, которые имели сакральное значение, потому что должны были привлекать хорошее и отпугивать злое. Их знали только самые близкие – чтобы плохой человек не смог сглазить.

Какие бывают имена? (перечисляют). Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Прочитаем несколько имён.

Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите. (Таблицы со значением и происхождением имен на партах или используем Словарь личных имён на портале «Грамота.ру». )

- Знаете ли вы значение своего имени?

- Знаете ли вы, почему вас так назвали?

- Нравится ли вам ваше имя?

Выступление учащихся.

Учитель Среди вас в классе есть мальчик по имени Александр.

Вспомните и назовите известных вам людей с именем Александр (учитель показывает слайд с изображением известных людей)

Ответы учащихся:

Имя Александр произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, что можно интерпретировать как «защищающий людей», «оберегающий мужчина».

Многие русские правители (три российских императора) и исторические деятели носили это героическое имя. К их числу относятся: епископ Александр, отдавший жизнь во имя Христа в 3 веке, Александр Невский, сокрушивший шведов в 1240 г. и ослабивший власть татаро-монгольского ига, и другие оставившие след в истории люди: А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, А.А.Блок.

Александр добивается целей и реализует поставленные задачи во что бы то ни стало. Из обладателей данного имени нередко получаются хорошие руководители. Холодный и расчетливый склад ума в сочетании с горячим, пылким сердцем помогают взобраться на олимп популярности и достигнуть неимоверных высот.

- Каким вам представляется человек с именем Александр?

Ученики отвечают

Синтаксическая минутка

Учитель Задание: запишите предложение, объясните слова с пропущенными орфограммами, сделайте полный синтаксический разбор предложения.

За Александром Македонским ещё в античност... закр…пилась слава величайш…го п…лководца в истори...

Ученики выполняют задание

Учитель Ребята, скажите, а в наше время влияет имя на поступки человека? Или человек украшает свое имя хорошими делами? Назовите известных людей из разных сфер деятельности.

Ученики отвечают

Учитель Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут об этом (сообщение учащегося)

Заранее подготовленный ученик рассказывает

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – обидчивы, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, эмоциональные, впечатлительные, настойчивые, трудолюбивые

Осенние – рассудительные, мудрые. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, успешно занимаются и точными науками и искусством.

Учитель решите задачу: У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

Родился Христофор 29 февраля.


Этап 3. Ценностно-рефлексивный



Учитель. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена. Что такое имя? Посмотрим в словаре В.И. Даля

Ученик. «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность» (индивид. задание)

Учитель  назовите и запишите однокоренные слова к слову имя (доска или карточки, слайд)

Наиболее часто встречаются однокоренные слова:

- именной – относящийся к имени;

- именно – точно, подлинно, буквально;

- именовать – давать имя;

- наименовать – назвать;

- именины – день ангела, соименного святого;

- именинный – относящийся к именинам;

- именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела, соименного ему святого;

- именитый – знаменитый, сановитый;

- именительный падеж- начальная форма существительных, прилагательных.

Учитель. Давайте поиграем

Конкурс знатоков "Имена".

Вопросы:

1. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

2. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

3. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

4. Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Джон – английское).

5. Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

6. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

7. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи и песни в которых есть имена.

(Наш Гришка не просит лишка. Голодному Федоту и щи в охоту. Стоит Антошка на одной ножке, песня «Антошка»)

8. Назовите имена с удвоенной согласной (Анна, Кирилл, Геннадий, Алла)

9.Назовите имена одинаково встречающиеся для женщин и мужчин (Евгений –Евгения, Валентин- Валентина, Александр - Александра)

Учитель. В нашем мире множество простых и интересных, порой замысловатых имён. Существует и мода на имена. А знаете ли вы, какие имена сейчас популярны?

Ученики отвечают

Подведение итогов урока

Учитель задаёт вопросы:

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось и что было сложным?

Что значит беречь имя и для чего это нужно?

Ребята, обратимся к высказываниям, о которых говорили в начале урока? Теперь вы сможете их объяснить.

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя.

Пословица

Ответы учащихся

Учитель Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.

Творческая мастерская

Задание на выбор (сдают учителю): напишите небольшое сочинение о своем имени, используя данные фразы (фразы выводятся на слайд) или создайте синквейн об имени

Оценивание учащихся

Итог урока Какими бы ни были наши имена, заимствованными или исконно русскими, модными или нет, надо помнить, что не имя красит человека, а человек имя. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.